Руки прочь от «Мемориала»*. Как ликвидация организации скажется на ситуации с правами человека в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уже очень скоро Московский городской и Верховный суды будут рассматривать представления генеральной и московской прокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала»* и правозащитного центра «Мемориал»*.
Для Чеченской республики эти две организации являются фундаментально важными. Благодаря работе первой, жители Чечни, как и миллионы других потомков граждан СССР, узнали о судьбах своих отцов, дедушек и прадедушек, которые “исчезли” после похищений палачами из НКВД в 30-е и последующие годы прошлого века.
Анонс заседания суда по иску о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал". Иллюстрация: ПЦ "Мемориал" https://www.facebook.com/hrcmemorial/photos/pb.334419580047421.-2207520000../2047600155396013
Будь у нас свободная страна с цивилизованным и зрелым гражданским обществом, деятельность Международного Мемориала могла быть институционализирована в форме государственного ведомства по осознанию и сохранению исторической памяти. Но в настоящей России такое невозможно, потому что государство продолжает репрессивный курс коммунистического режима.
Что касается правозащитного центра «Мемориал» в лице его руководителей и сотрудников (Ковалева, Черкасова, Орлова, Ганнушкиной, Титиева и многих других, кто работал раньше и продолжает до сих пор), то эти люди без сомнения являются настоящими героями свободных граждан России.
Для Чечни «Мемориал» сделал столько важного, что не сделало ни одно чеченское или российское ведомство или организация. Прежде всего, именно благодаря «Мемориалу» мы знаем о сотнях случаев военных преступлений, сопровождавшихся массированными бомбардировками гражданских объектов, больниц, жилых домов, школ и университетов; индивидуальными и массовыми убийствами гражданских лиц федеральными войсками; похищениями и пытками людей. Все это задокументировано мемориальцами.
Кроме этого, самый авторитетный список убитых во время двух войн в Чечне, составлен также «Мемориалом», другого такого списка просто не существует.
«Мемориал» занимается освещением и расследованием преступлений силовиков против гражданского населения и после войны. После ряда случаев убийств активистов, в том числе Наташи Эстемировой, Заремы и Алика Джабраиловых в 2009 году, власти постепенно начали выдавливать правозащитников из республики. Тех, кто к ним обращался, время от времени заставляют отказаться от услуг правозащитников. В 2018 году, после ареста своего руководителя Оюба Титиева, закрылся офис организации в Грозном. Несмотря на это, мемориальцы продолжают оказывать юридическую консультацию и представлять интересы тех, кто к ним обращается из Чечни. Сейчас к ним идут только самые отчаявшиеся, которым почти нечего терять.
«Мемориал» создает прецеденты в ЕСПЧ по военным и послевоенным делам. Люди, которые не могут получить решение суда об ответственности государства за похищения, пытки и даже убийства их близких, иногда могут получить это решение в ЕСПЧ.
Если уничтожат «Мемориал», государство вслед за ним ликвидирует другие независимые правозащитные организации. Для жителей Чечни это означает, что когда в очередной раз члена их семьи похитят, убьют или будут судить по сфабрикованному делу, у них не будет никакого шанса получить огласку ситуации и возможности нанять бесплатного независимого адвоката, который способен хотя бы не поддакивать всем решениям следователей и полицейских. Когда в регионе не будет деятельности правозащитников, власти у которых есть полный карт-бланш от федерального центра на «усмирение» и контроль местного люда любыми средствами, будут делать все то же самое, что делают сейчас, но уже без огласки и возможности как-то формально протестовать против беспредела.
Уже сейчас очень часто и местные, и адвокаты из других регионов отказываются браться за уголовные дела, которые возбуждены в Чечне. Связано это прежде всего с рисками собственной безопасности. «Мемориал» находит защитников готовых работать в регионе и привлекает их по отдельным сфабрикованным уголовным делам.
Чечня как никакой другой регион нуждается в том, чтобы работа “Мемориала” и других объективных правозащитных организаций продолжалась в рамках существующего законодательства. В этом есть практическая польза и для действующего режима. Ведь покуда существуют хоть и малюсенький, но все же шанс, защитить свои интересы, люди будут пытаться делать это в искаженном до безобразия правовом поле. Если не будет такой возможности, мы рискуем столкнуться с увеличением силового протеста тех, чьи права были попраны государством и его агентами.
Мы же можем поддержать “Мемориал” прямо сейчас.
* - организации внесены Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента