Выселение. Что бывает, когда забывают об Адыгэ Хабзэ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жителя селения Нартан Хамида Индреева с семьей из девяти человек, в том числе трех малолетних детей, из родительского дома выселяет истица, которая доводится ему племянницей. Индреев проживает в спорном домовладении с момента рождения и не имеет другого жилого помещения.
Суд отложил выселение многодетной семьи из дома в Нартане
Принадлежало домовладение ныне покойным родителям Индреева и имело статус колхозного двора. В доме выросли четверо детей – Хамид, его брат Саладин, он же отец истицы, и две сестры.
Уже после смерти родителей Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1987 года №160 колхоз «Нартан» Чегемского района был преобразован в ОПХ Всероссийского отделения ВАСХНИЛ.
С этого времени колхозный двор перестал существовать, и как следствие, по утверждению Хамида и его представителя Фатимы Кардановой, имущество находилось в коллективной собственности всех членов семьи, проживавших на тот момент: это Хамид, Саладин и сестры Ася и Фатима. То есть имущество, принадлежавшее всем членам двора в равных долях, по нормам закона, действовавшего на момент преобразования колхозов, никто из них не делил. Так и проживали вместе, одной семьей.
В 1987 году брат Саладин женился, 3 ноября того же года у него родилась дочь. Со слов Хамида и его соседей мать девочки оставила ее в возрасте четырех месяцев и ушла в неизвестном направлении. Ребенка забрали родственники матери. Таким образом, девочка в этом доме не воспитывалась и не проживала.
По словам Индреева и его представителя Фатимы Кардановой, Саладин с детства страдал слабоумием и не ходил в школу. Главой семьи был Хамид и он же опекал больного брата. В 1992 году Саладин умер. Затем умерла сестра Фатима, а Ася вышла замуж. С этого времени Хамид проживает в родительском доме один - со своей семьей.
Хамид произвел реконструкцию старого саманного дома, укрепил его, поменял крышу, сделал пристройку, тем самым увеличил его площадь. А также начал во дворе строить еще один дом для своей большой семьи – у него два сына, две невестки и трое внуков. Для постройки нового дома ему пришлось взять кредит в размере одного миллиона рублей, который ему еще надо выплатить.
В 2018 году племянница, уже взрослая, замужняя, прислала Хамиду Индрееву досудебную претензию об освобождении дома. Претензию она мотивировала тем, что она приняла наследство после смерти отца, и теперь является единоличной собственницей всего домовладения.
С этого времени, по мнению ответчиков, то есть в течение трех лет, в судебных органах идет тяжба между сторонами. Суды Кабардино-Балкарии - как Чегемский районный, так и Верховный, вопреки всем нормам - юридическим и человеческим приняли решение выселить из дома семью Хамида Индреева с малыми детьми на улицу, в никуда. Из дома, где он родился, проживал, фактически принял наследство, благоустроил его, и не имеет никакого другого жилья.
При этом, как утверждает юрист Фатима Карданова, право собственности по наследству за истицей зарегистрировано по подложным документам. В связи с чем, в августе 2019 года в Чегемский райотдел полиции Индреевым было подано соответствующее заявление.
«С этого времени ведется доследственная проверка, однако уголовное дело так до сих пор и не возбуждено. Полиция раз за разом отказывает в возбуждении дела, мы обжалуем постановление об отказе в возбуждении дела и отменяем его. И это продолжается полтора года», - говорит Карданова.
Защитник говорит, что дубликат свидетельства о праве на наследство подделан. В него внесены изменения. Также, в документах администрации села имеется подделка, в частности, в похозяйственную книгу вклеена «левая» страница, с указанием нумерации с литером «а». Есть и другие факты фальсификации. Например, в одном из документов Хамид Индреев указан, как умерший.
Представитель Индреева говорит, что вся надежда на 5-ый кассационный суд в Пятигорске, куда обжалованы судебные решения. Но судебные приставы уже пытаются выселить семью. Приезжал также муж истицы, чтобы поменять замки в домовладении. Ему это не позволили, едва не случилась драка.
Тем временем нартановская история выселения целой семьи из собственного дома активно обсуждается в соцсетях, в частности - на Youtube-канале "Сделано в КБР". Жители села, соседи, пользователи интернета встали на сторону выселяемой семьи, возмущаясь наглому рейдерскому захвату, как они пишут, чужой собственности.
Пользователи вспоминают традиции и обычаи кабардинцев, которые не допускали подобное поведение. Представить себе подобную ситуацию в прошлом было бы невозможно, пишут они, ибо Адыгэ хабзэ основывается на авторитете старших, уважении к ним.
- «Наши предки переворачиваются на том свете. Когда у адыгов такое было! Позор то какой!»
- «До чего мы докатились. Где Хабзэ, намыс, Адыгагъэ? У нас всё будет плохо, пока мы не будем чтить Адыгэ Хабзэ».
- «Стыд и срам! Где это видано, чтоб у адыгов на всеобщее обозрение дележ родительского дома происходил. Дожили...».
- «Разве можно так просто прийти и выселить людей из собственного дома... И это творится у нас в Кабардино-Балкарии...».
Соглашусь с участниками обсуждения, что стоит заняться возрождением обычаев предков. Возможно, именно они спасут наш народ от моральной деградации. И власти, и СМИ, и кабардинским общественным организациям стоит обратить внимание на подобные проблемы, их моральной стороне. Почему бы не использовать национальное телевидение, газету «Адыгэ псалъэ» для пропаганды Адыгэ Хабзэ, о котором молодые поколения почти ничего не знают, да и старшие забыли.
Почему бы на местном телевидении не обсудить эту историю. А также историю финансовой пирамиды, обманувшей сотни людей.
Я думаю, эти истории - одного плана. В основе их лежит алчность, и полное забвение наших обычаев.