«Снежный человек» – сказка или быль?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В предыдущей публикации о менгире в селении Нижний Чегем, я ссылалась на краеведа Виктора Котлярова, который много времени и труда посвящает изучению всего неопознанного и загадочного в Кабардино-Балкарии.
Множество публикаций неутомимый исследователь нашего края посвятил теме реликтового гуманоида, или как в народе его называют «снежного человека» (алмасты). Существование гуманоида не подтверждено официальной наукой, однако имеется многочисленные свидетельства очевидцев, встречавших в горах двухметровое волосатое существо. Все эти свидетельства Котляров собирает уже много лет.
В 2019 году весь собранный материал был издан Котляровым в книге под названием "Снежный человек (Алмасты)". Документальные свидетельства».
Тут и свидетельства непосредственных встреч со снежным человеком, а также пересказы жителей республики, которые о таких встречах слышали от других людей. И информация о научных экспедициях, побывавших в республике в поисках алмасты.
https://www.facebook.com/100007154072034/posts/2375957135986066/?d=n
В аннотации к книге краевед утверждает, что «…гоминоиды еще не так давно обитали (а возможно и сейчас где-то скрываются) на Кавказе и, в частности, в Кабардино-Балкарии». И это для него установленный факт. В книге Котляров, по его словам, приводит весь объем информации, накопленный за многие годы в издательском портфеле. «А верить или не верить ему – дело читателя», - пишет он.
Со ссылкой на рассказы старожилов, Котляров пишет, что 70-80 лет назад встречи с алмасты чабанов, охотников, пчеловодов, чья работа была связана с нахождением вдали от населенных пунктов, были не редкими. Реликтовые гуманоиды попадались людям в горах, лесах и даже на кукурузных полях. Те, кому довелось встречать этих существ, в своих рассказах, собранных Котляровым, отмечают, что алмасты легко могли догнать скачущую лошадь, что они обладали недюжинной силой.
Внешность их описывается всеми одинаково – заросшее волосами тело, длинные конечности, высокий рост. Почти все отмечают исходящий от него неприятный запах. Все, кто встретил алмасты и разглядел его, отмечают его сходство с человеком. Кроме того, сложились различные поверья. Например, считается, что алмасты нельзя обижать, за этим для обидевшего может последовать какая-либо неудача или беда.
Котляров описывает историю, когда гоминоид проживал в семье. Об этом ему рассказал житель селения Каменномостское, который помнил рассказы старших. При этом он был приучен выполнять простейшие обязанности по дому (принести-унести, крутить жернова на мельнице и т. д.).
За последние десятилетия «снежного человека» не встречают. Котляров считает, что гоминоиды либо вымерли, как вид, либо забрались в недоступные места. Последний раз они напомнили о себе в 2019 году в верховьях Баксанского ущелья, где были обнаружены и засняты «странные» следы на снегу.
В книгу включена оставшаяся в рукописи документальная повесть Леонида Замятнина «В поисках «снежного человека», материалы для которой известный альпинист и писатель собирал на протяжении десятилетий.
Большое место в книге уделяется 30-летней экспедиционной работе знаменитой исследовательницы Жанны Кофман, более 40 раз приезжавшей в Кабардино-Балкарию в поисках «снежного человека». Ее исследования свидетельствуют о достоверности документальных опросов очевидцев.
Руководил первой экспедицией на Кавказ профессор Поршнев, основоположник гоминологии – науки о «снежном человеке». Жанна Кофман участвовала в экспедиции как врач. Впоследствии она продолжила начатое дело ученого.
Экспедицией под руководством Поршнева в 1950-х годах было опрошено более 200 свидетелей и «все участники экспедиции, вплоть до партработников и отъявленных скептиков», пришли к общему выводу, что алмасты существует. Более того, по описаниям свидетелей, речь шла всего о 8-12 особях разного возраста и пола.
Котляров включил в книгу и выдержки из записок известного немецкого путешественника Юлиус Генрих Клапрота (1783–1835). В 2008 году в Нальчике вышла его книга «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах». Вот что он пишет об алмасты:
«Что до остального, эти люди, как и все горцы, очень суеверны и рассказывают бесчисленные небылицы о злых духах и домовых, обитающих, по их словам, в горах; образчиком может служить следующая история. Зловредный дух в женском обличии, с очень длинными волосами, которого они именуют на своем языке Салмасты, живет, по их словам, в некоем лесу. Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе. Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей. Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть. Тот пообещал сделать это, если они скажут ему, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет».
Мне было удивительно прочитать в записках Клапрота эту историю. Я ее слышала в детстве от своей бабушки, которая была 1900 года рождения.