Еще раз о фармацевте Карагулове и об озере Тамбукан
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
«Кавказский узел» уже писал об уголовном преследовании Хусейна Карагулова, доктора фармацевтических наук из Кабардино-Балкарии, а также об экологическом состоянии озера Тамбукан. 28 октября ситуация с Тамбуканом обсуждалась в Ставропольской краевой думе с приглашением ученых, в том числе и из Кабардино-Балкарии
Научные исследования обернулись уголовным преследованием для ученого из Кабардино-Балкарии
Озеро Тамбукан расположено на границе двух субъектов КБР и Ставропольского края. Со стороны Ставропольского края лицензию на добычу грязи из озера имеет АО «Кавминводкурортресурсы», со стороны Кабардино-Балкарии ООО «Бивитекс», учредителем которого является житель КБР Хусейн Карагулов. Право пользования недрами озера Карагулов получил по результатам аукциона – с целью геологического изучения, добычи и реализации лечебной грязи, которая рассматривается, как полезное ископаемое.
Однако на круглый стол в Ставропольскую Думу, где обсуждалась проблема озера Тамбукан, Карагулов приглашен не был. Вопрос – почему?
Но сначала о том, что происходит с озером Тамбукан из рассказа Хусейна Карагулова, множества документов, в том числе заключений приглашенных им для исследования озера специалистов, гидрогеологов.
Занимаясь научно-исследовательской работой, связанной с внедрением ресурсосберегающей технологии на озере Тамбукан, Карагулов обнаружил, что вода в озере поднялась до критического уровня – 4 метра, а соленость воды уменьшилась, что свидетельствует о том, что озеро деградирует, грязь теряет свои целебные свойства, и если не принять срочные меры процесс грязеобразования может через некоторое время прекратиться, и озеро станет обычным пресноводным водоемом.
Для проведения геологических исследований Карагулов привлек московскую фирму «Геоминвод», где работали специалисты высшего класса. В течение нескольких месяцев гидрогеологи проводили исследования, выясняя, что представляет собой этот природный объект, и почему он деградирует.
Проведя комплекс исследований, специалисты пришли к выводу, что первое условие сохранения озера – это внедрение ресурсосберегающей технологии.
Карагулов создал такую технологию. Она позволила ему получить новую субстанцию. На сегодняшний день она зарегистрирована как фармокологически активная субстанция и включена в реестр лекарственных препаратов. Это – уникальная субстанция. Используя эту субстанцию, можно разработать около сотни рецептур. Сейчас у него есть несколько препаратов, которые успешно применяются в медицине.
«Если 100 кг грязи переработать, сделать из нее субстанцию, то впоследствии можно вылечить 1500 человек. А при санаторно-курортном лечении эти 100 кг грязи уйдут на одного пациента»,- говорит Карагулов.
Второе условие спасения озера – прекращение хищнической добычи со стороны Ставропольского края.
«При этом способе добычи грязи выбирается залежь на всю глубину, т.е. черпаются все слои с разными кондициями, в том числе защитный придонный слой, с подмешением в продукт подстилающей породы –серой глины. Выбор места добычи и технологическая схема при этом не обоснованы… При подъеме ковша со дна озера зачастую часть захваченных им донных отложений, а иногда и полностью, выпадает из ковша и попадает на дно озера, ил вследствие своей подвижной консистенции при подъеме ковша в значительной степени стекает назад на дно озера».
Эта цитата взята из отчета «Научные исследования по изучению гидрологического режима озера Тамбукан с установлением причин снижения уровня минерализации», подготовленный ВНИИ Институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева.
Такая сложившаяся система хищнической добычи и расточительного использования лечебной грязи… не оставляет возможности для самовосстановления этого уникального природного ресурса, - говорится в отчете.
Далее в отчете указывается, что «на предприятии ООО «Бивитекс» ведется разработка и внедрение современных высокотехнологичных производств с применением ресурсосберегающих технологий, которые применяются в процессе добычи лечебной грязи озера Тамбукан с применением технологии селективного отбора грязи… без разрушения слоя войлока…».
Таким образом, позиция Карагулова по озеру подтверждена весьма солидным институтом.
Еще одна проблема озера – лес, посаженный вокруг него еще в 60-х годах.
«Наполнение озера имеет свою цикличность. Вода в ней то опускается, то поднимается. Бывало, что озеро пересыхало. Однако во время наполнения больше чем на три метра вода в нем никогда не поднималась. В 60-х годах кто-то решил, что вокруг озера надо посадить искусственный лес. И посадили… 500 га леса. По мере его вырастания вода в озере поднялась, и больше не опускается. Это необдуманное решение о посадке леса привело к нарушению экологического баланса»,- говорит Карагулов.
По мнению Карагулова, раньше, до высадки леса, вокруг озера была луговая растительность. Атмосферные осадки, смывая верхний слой почвы стекали в озеро, обогащая его и способствуя образованию грязи. Теперь осадки со склонов котловины удерживает лес, и при этом он же препятствует испарению воды.
Карагулов считает, что вокруг озера должна была луговая поверхность, тогда в озеро попадет то, что требуется для образования грязи, а вода будет испаряться в нужном количестве.
При этом два расположенных поблизости друг от друга озера Большой Тамбукан, источник целебной грязи, и Малый Тамбукан раньше были соединены естественным каналом. Вода, поднимаясь в Большом Тамбукане, перетекала в Малый. При этом природный баланс не нарушался. Теперь этого нет, канал разрушен.
На вышеупомянутом круглом столе его участники предложили частично вырубить лес, чтобы восстановить естественную экосистему озера. Карагулов эту идею поддерживает. Однако он категорически против устройства обводного канала вокруг озера. В этом случае, по его мнению, грязеобразовательный процесс остановится, ибо в озеро не будут попадать необходимые для этого атмосферные сточные воды.
Карагулов рассказывает, что грязь с Тамбуканского озера используется в санаторно-курортном лечении последние сто лет. Однако попытка производить из него медицинские препараты предпринималась всего однажды. Это было еще в годы студенчества Карагулова в Пятигорском фармацевтическом институте, где он учился у профессора Анны Лукьяновны Шинкаренко. Впервые еще при Советском Союзе ей было поручено внедрить технологию рационального использования Тамбуканской грязи.
(Шинкаренко А. Л., автор книги «Грязелечение на Кавказских Минеральных Водах», с 1952 по 1964 год – ректор Пятигорского фармацевтического института).
Ею был изобретен препарат «Бальзам Шинкаренко» из Тамбуканской грязи. При его производстве применялся метод высушивания грязи до порошкообразного состояния. Однако производство бальзама оказалось слишком дорогим – сушка грязи требовала значительных энергетических затрат.
Но этот опыт заложил основу для производства препаратов из Тамбуканской грязи. Это то, чем занималась фирма «Бивитекс» до недавнего времени, пока Карагулова не стали преследовать правоохранительные органы.
Карагулов рассказывает, что с юности интересовался грязью Тамбуканского озера. Видел, как этой грязью его отец - фронтовик лечил свои окопные болячки. Он же и рекомендовал ему заняться изучением целебных свойств грязи. Отец – первый человек, а второй - Анна Лукьяновна Шинкаренко, были теми, кто повлиял на его решение заниматься Тамбуканом.
Получив право пользования недрами кабардино-балкарской части Тамбуканского озера, Карагулов исследовал его, изучил запасы грязи. Он знает про это озеро все. Исследовал грязь Тамбукана на клеточном уровне. Защитил по теме Тамбукана кандидатскую, а затем докторскую диссертацию.
Ученый Карагулов создал собственную уникальную технологию производства из грязи лечебных препаратов. Оборудование для производства также придумано им самим. Его препараты прошли все необходимые испытания и на них у него есть все разрешительные документы. Организовал небольшое производство в арендованном им у администрации Нальчика двухэтажном доме.
20 мая 2009 года вступил в силу российский государственный стандарт ГОСТ Р 52249-2009, который учитывал нормы и правила международного стандарта GMP. Данный документ определяет общие требования к производству категорий лекарственных средств, и оценке качества. Помимо этого, он устанавливает конкретные требования по изготовлению активных фармацевтических субстанций.
А в 2014 году был принят ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств». В соответствии с этим законом, всем национальным предприятиям, деятельность которых связана с производством медикаментов, в обязательном порядке было необходимо перейти на стандарт GMP, то есть обеспечить условия, при которых процесс изготовления будет полностью отвечать установленным правилам.
Карагулов зарегистрировал субстанцию и получил разрешение в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на промышленный выпуск лекарственных препаратов на территории РФ. Уже зарегистрирован первый препарат «Тамбуил-масляный раствор».
Прошёл научные исследования и получил направление на клинические испытания второй препарат «Тамбуил-суппозиторий», в ведущих медицинских научных институтах РФ и в настоящее время продолжается исследовательская работа по внедрению новых лекарственных средств.
Карагулов делает препараты и напрямую из грязи. Препараты «Бивитекс» пользуются спросом. Их заказывают госпитали имени Бурденко, Вишневского, санатории. Люди, пишут ему благодарственные письма.
«Бивитекс» был признан лучшим инновационным проектом на конкурсе «Лучшие научно-технические разработки 2005 года». Фирма была награждена Золотой медалью Нижегородской ярмарки в 2004 году, организованной Международным фондом биотехнологий имени академика Блохиной, за разработку и внедрение технологии по переработке Тамбуканской грязи. На 6-м Московском международном салоне инноваций и инвестиций в 2006 году «Бивитекс» также был награжден Золотой медалью «за разработку технологии суппозиториев дозированной лекарственной формы». И это не все награды.
С 2015 года его начали преследовать правоохранительные органы.
Против него возбудили уголовное дело с нелепейшей формулировкой – якобы Карагулов «совершил умышленное преступление против здоровья населения и общественной нравственности….». При этом, как следует из обвинительного заключения, «гражданский иск по делу не заявлен». Что следует понимать так - никто на Карагулова, на его препараты, не пожаловался.
Фирму «Бивитекс» закрыли, оборудование арестовали. 25 человек пришлось уволить. Его обвинили в том, что у него нет федеральной лицензии, которая выдается Министерством промышленности и торговли РФ.
Чтобы получить эту лицензию, Карагулову остается открыть производство в промышленных масштабах. А для этого нужна база, большие капитальные вложения. Их у него нет.
Все, кто знает об уголовном преследовании Карагулова говорят, что это ничто иное, как попытка рейдерского захвата кабардино-балкарской части Тамбукана некими акулами курортного бизнеса, которые, используя свое влияние, действуют через правоохранительные органы.
«То, чего я достиг - огромная победа для Кабардино-Балкарии, для России. Ни одно фармпредприятие не работает со своей субстанцией. Все покупают. А я имею свою субстанцию, из которой могу десяток препаратов делать. Осталось создать условия производства по новым международным стандартам GMP для оформления федеральной лицензии и выходом на международный фармацевтический рынок.
На базе полупроводникового завода в начале 2000 годов был запущен фармзавод, который стал сперва производить шприцы, затем физраствор, но производство не пошло почему- то. «Бивитекс» имеет все условия в соответствии с международными требованиями GMP. Возможно стоит рассмотреть вопрос организации производства на базе указанного фармзавода производства инновационных лекарственных препаратов ООО «Бивитекс», также другой продукции – бальнеологической, косметологической, БАД-ов и пищевых добавок. Это позволило бы создать в республике до 1800 рабочих мест и налоговые отчисления в бюджет», - говорит Карагулов.