Без места захоронения: история Хамида Бейтуганова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В этом году традиционный митинг в День памяти жертв политических репрессий не состоялся, городские власти его не разрешили из-за пандемии коронавируса. Отдать дань памяти жертвам политических репрессий собралось всего 11-12 человек. Собравшиеся возложили к памятнику цветы. Представитель из местного отделения Ассоциации жертв политических репрессий произнесла короткую речь, и все разошлись.

У памятника я встретила 70-летнего Аслана Бейтуганова, который  приезжает сюда из селения Лечинкай каждый год, чтобы почтить память своего деда. Он рассказал, что его дед, Бейтуганов Хамид Дзуевич, был репрессирован дважды, и оба раза по 58-ой статье (государственные преступления).

В свою очередь историю деда Аслан знает со слов отца и дяди. Бейтуганов Хамид Дзуевич был мусульманским ученым. Он получил исламское образование в медресе в Дагестане, учился также в Крыму и в Казани. До ареста работал в Нальчикском округе шариатским судьей.

Первый раз его осудили к пяти годам. Отбыв этот срок, он вернулся домой. А в сентябре 1937 года забрали снова. На этот раз он больше не вернулся.

У него осталось четыре сына и четыре дочери. После рождения младшей дочери, летом 1937 года, умерла его жена. А в сентябре его забрали. Дети остались и без матери, и без отца. Старшие заботились о младших. В школе они не учились, ибо считались детьми врага народа. О судьбе отца дети ничего не знали и боялись у кого-либо спрашивать. Однажды от отца пришло письмо, первое и последнее, оно было написано на арабском языке. До своего ареста отец обучил старших детей грамоте - на арабском языке. В письме отец сообщил, что содержится в лагере в Архангельской области.

Аслан Бейтуганов, по его словам, лет десять назад направил запрос в архив ФСБ о судьбе своего деда, и получил ответ. 

В ответе сообщалось, что Бейтуганов Хамид Дзуевич был осужден оба раза по 58-ой статье. По первому делу - к пяти годам лишения свободы, а по второму – к десяти. В выписке по одному делу репрессированный значится  1874 г. рождения, а по другому – 1886 г. рождения. О дальнейшей судьбе Бейтуганова Хамида ничего не сообщалось.

При этом в Книге  памяти о жертвах политических репрессий в Кабардино-Балкарии указывается, что Хамид Бейтуганов был осужден только один раз – к пяти годам.

Аслан Бейтуганов надеется, что когда-нибудь узнает о месте захоронения своего репрессированного деда.