Один народ, одно название

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

4 июля 2020 года председатель «Адыгэ Хасэ - Черкесский Парламент» Карачаев--Черкесии обратился к адыгам с призывом записаться в ходе предстоящей переписи адыгами (черкесами). СМС-сообщение об этой новости поступило на "Кавказский Узел".

В своем призыве под названием «Один народ – одно название» Али Асланов обращается к адыгам, проживающим в Российской Федерации. Он сообщает о том, что по решению Правительства с 1 по 30 апреля 2021 года пройдет Всероссийская перепись населения. Гражданам России будет предложено ответить на 23 вопроса, в том числе на вопрос о национальной принадлежности.

Асланов акцентирует внимание на том, что из всех вопросов для адыгов важное политическое значение будут иметь три вопроса: какими языками вы владеете; ваш родной язык; ваша национальная принадлежность. Далее он призывает, чтобы при заполнении анкеты адыги, «свободные от политической конъюнктуры», указали о том, что владеют черкесским (адыгским ) языком, что родным языком является черкесский (адыгский) язык и обозначить  национальную принадлежность - черкес (адыг).

Али Асланов напоминает о том, что мы, адыги, являемся искусственно разделенным одним народом. В своем Обращении он пишет об адыгах как о самом многочисленном народе, проживавшем на Северо-Западном Кавказе. В результате Кавказской войны большинство вынуждено было переселиться в Турцию, а часть адыгов, оставшаяся на Кавказе, в советское время была разобщена по территориальным образованиям. Так, адыгов Кабардино-Балкарии записали кабардинцами, адыгов Адыгеи – адыгейцами, а черкесами назвали адыгов Карачаево-Черкесии.

Выясняя, имеются ли объективные научные основания для разделения одного этноса, историк Хусейн Кушхов (к.и.н.), еще в 2011 году в своей работе «Один народ одно имя, мы - адыги-черкесы» писал:

«Ни в нашей стране, ни где-либо в мире нет случаев, когда единое самоназвание этноса на другом языке одновременно обозначалось бы  тремя различными этническими дефинициями и тем самым делался вывод о существовании трех самостоятельных народов... Анализ основных этнодифференцирующих признаков, принятых в науке, убедительно доказывает, что общность людей, именующих себя адыгэ, а в официальной литературе на русском языке определяемых кабардинцами, адыгейцами и черкесами, представляет собой единый этнический организм, то есть является одним народом. Следовательно, один народ должен именоваться и единым именем.

Мадина Хакуашева (д.ф.н.) в 2019 году, объявленном ООН Международным годом языков коренных народов, написала работу «К проблеме черкесских этнонимов». В ней она указывает о том, что черкесский народ был разделен на заре советской власти, когда единый народ стал называться «тремя отдельными новыми народами»,  и что с тех пор советская система этнонимов сохраняется.

«Мы стоим перед необходимостью изменить прежнюю  антинаучную систему советских этнонимов, которая препятствует адекватной самоидентификации, культурной интеграции, научному и общему развитию черкесского народа. Между тем, уже давно существует правильная классификация: черкесы – экзоэтноним, адыгэ – самоназвание (эндоэтноним) черкесов. Черкесы делятся (по месту обитания) на восточных и западных. К восточным относятся кабардинцы и бесленеевцы (жители КБР,  КЧР), к западным – этногруппы, проживающие в Краснодарском крае, так называемые причерноморские черкесы: бжедуги, шапсуги, абазины, абадзехи, натухаевцы, темиргоевцы, хатукайцы, жанеевцы и другие.  Экзоэтноним черкесы очень давно известен в мире, широко известна черкесская диаспора, поэтому его остается лишь официально закрепить как единый общий этноним.  Таким образом, каждый мужчина, независимо от субэтнической принадлежности, должен как встарь называться черкес, женщина – черкешенка».