Бесленей. Аул людей, достойных звания «Праведники народов мира»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Часть третья
Авторы книги «Подвиг милосердия. Спасение детей из блокадного Ленинграда в черкесском ауле Бесленей" Александр Охтов и израильский профессор Яир Аурон считают, что жители Бесленея, приютившие и спасшие от гибели 32 детей из блокадного Ленинграда, совершили настоящий подвиг, и они достойны того, чтобы их имена были увековечены. Особенная ценность поступка бесленеевцев, по мнению авторов, заключается в том, что они действовали по зову сердца, не рассчитывая на какую-либо награду.
В старину подобные истории адыги отражали в песнях, передавая их из уст в уста, от поколения к поколению. Так героические поступки людей сохранялись в памяти народа. Сегодня о героях пишут книги, снимают фильмы, в честь них устанавливают памятники, монументы.
У Израиля своя традиция почитания героев. Так, людям, совершившим подвиг милосердия по спасению евреев в годы Холокоста, израильский Мемориальный Центр Яд Вашем присваивает звание «Праведники народов мира». Это понятие взято из Талмуда. Закон был принят в августе 1953 года, а Комиссия по присвоению этого звания была создана в 1962 году. Законом установлены пять критериев получения звания «Праведник мира». Суть их сводится к одному - спасение хотя бы одного еврея не евреем в период Холокоста с риском для себя и без какой-либо выгоды для себя.
Израильский профессор считает, что для черкесских матерей главным было спасение жизни детей, вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности. Он не соглашается, когда Центр Яд Вашем загоняет вопрос в узконациональные рамки. Профессор пишет, что подлинные гуманисты видят в человеке прежде всего человека, и «именно за проявленный гуманизм и интернационализм жители аула, безусловно, достойны признания в качестве Праведников народов мира».
Блокадных детей спасали всем аулом
Большую роль в спасении детей из блокадного Ленинграда сыграло решение старейшин, которые поддержали женщин аула. Потому что без их поддержки женщины не решились бы на такой ответственный и рискованный шаг. Старейшины в первый же вечер записали приемных детей в похозяйственную книгу, как рожденных в ауле. Им дали черкесские имена и фамилии. Эту работу сделал председатель сельсовета Сагид Шовгенов.
Председатель колхоза Хусин Лахов, рискуя попасть под трибунал за «растрату», выдал каждой приемной семье из остатков колхозного имущества крупу, кукурузу, масло и мед. Больным и изголодавшимся блокадным детям усиленное питание было крайне необходимо, а в домах у людей к этому времени запасов оставалось немного.
Старожилы рассказывали, как один из приемных мальчиков, в первое время, засыпая, прятал под подушку кусочки хлеба. Пережитые блокадные годы оставили отпечаток в детском сознании. 78-летнего старейшину Мурзабека Охтова, который был старостой при немцах, жители сами уговорили на эту должность, зная, что он будет действовать в интересах людей. Он прикладывал усилия, чтобы сохранить жизни и жителей села и приемных детей.
Ни один житель Бесленея не проговорился немцам, не выдал ни одного ребенка, хотя в течение 5 месяцев, с середины августа 1942 и до 21 января 1943 года аул был оккупирован. При этом, обнаружив укрывательство еврейских детей, фашисты могли расстрелять не только укрывателя, но и родственников его и даже соседей, за недонесение о «тяжком» преступлении.
Среди блокадных детей были не только евреи, но и русские, и белорусы. Никто из усыновителей не обращал внимание на национальность ребенка. Главным было – желание спасти детей, накормить, помыть, приласкать. Например, то, что мать, имеющая 15 своих детей, взяла блокадного ребенка, изможденного голодом и трудной дорогой, можно объяснить лишь тем, что у нее дрогнуло сердце, и появилось желание помочь.
Мусульманские женщины черкесского аула Бесленей преподали урок бескорыстного милосердия, помощи, не рассчитывая ни на какую награду и благодарность. Этот урок бесценен и для нынешних поколений. Я думаю, было бы правильно, если бы упомянутая книга и документальный фильм о блокадных детях, показанный в Израиле, способствовали решению вопроса о присвоении бесленеевцам звания «Праведники народов мира». Ибо, кто, как не они, преподавшие нам и многим поколениям урок благородства, это заслужили.
Самим бесленеевцам признание Израиля не нужно, их уже в живых никого не осталось. Но это нужно нам, живущим. Нам важно знать, что такие поступки ценятся и не забываются. Что это проявление лучшего, что есть в людях.
А блокадные дети, воспитанники аула Бесленей, свой памятник им поставили сами. Этот небольшой каменный обелиск стоит на территории школы, и на нем написано: «Посвящаем жителям аула Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим нас – детей блокадного Ленинграда».
Возле камня стоят слева направо: глава сельского поселения Бесленей Арсен Гутякулов , авторы книги Яир Аурон и Александр Охтов, оператор съемочной группы из Израиля Рудин Напсо.
7 мая 2010 года в Бесленее был открыт еще один памятник - «Матери- черкешенке». Это - благодарность от спасенных детей блокадного Ленинграда, воспитанных в ауле.
Фото предоставил Александр Охтов