«Не похожие на нас»: о «халяльном» детском садике в Нальчике
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мы, люди, хотя и не совершенные, но по сути добрые, беззлобные? Или не так? И мы больше тщеславные, мстительные, эгоистичные? – задается вопросом известный британский нейробиолог, психолог и журналист Кристиан Джаррет в своей работе о некоторых сторонах человеческой природы. Он считает, что на вопрос, который звучит на протяжении веков, невозможно дать однозначный ответ, поскольку все люди разные. В своей работе ученый ссылается на доказанные точки зрения классических исследований по этому вопросу.
В частности, автор приводит в качестве примера дегуманизации людей выступления против иммиграции из арабского мира в Европу: «Эти люди считают арабов и мусульман в буквальном смысле менее развитыми, чем люди в среднем. Не похожих на нас и уязвимых людей мы считаем не совсем полноценными», - считает автор и объясняет это жестокостью, одной из десяти неприглядных сторон человеческой натуры.
Далее психолог указывает, что ложные убеждения людей можно исправить, представив факты, в случае, когда люди являются рациональными и непредвзятыми. В противном случае, такой подход бесполезен.
Джаррет пишет: «Это, видимо, происходит потому, что мы считаем, будто противоположные нашим убеждениям факты подрывают наше чувство идентичности. Кроме того, многие из нас чрезмерно уверены в глубине своего понимания вещей, а поскольку мы считаем свое мнение более значимым, мы не стремимся получать новые релевантные знания».
Ученый говорит, что проблема в том, что отказ от собственных приоритетов и предубеждений в пользу объективности человеку не очень свойственен. И называет это догматичностью…
Об упомянутой работе я вспомнила, прочитав высказывания разных людей об открытии в Нальчике частного детского учреждения. Информация о нем появилась в группе «ЧП Нальчик» в Инстаграме:
«В садике «Мозаика» с изучением арабского языка и питанием халяль появились свободные места».
В объявлении указывалось также, что дети находятся под присмотром опытных педагогов, получают развивающие занятия, ЛФК, английский и арабский языки. Безобидное, казалось бы, сообщение вызвало бурную реакцию. Сообщение за 1 день набрало 940 комментариев и 2170 «лайков».
Подавляющее большинство комментариев было резко негативным. Некоторые пользователи назвали эти комментарии «настоящей информационной войной», а админа группы окрестили «провокатором».
Например, были такие высказывания:
- А другие садики не халяль дают? Они свининой кормят?
- Зачем нашим детям арабский язык? Может еще и хиджаб на них оденете? Все народы стремятся вперед, а мы – в каменный век, в прошлое.
- Вот зачем нам такой садик, куда смотрит руководство, надоели эти фанаты.
Кто-то пишет, что вот его отец был истинным мусульманином, а сегодняшние бородатые мужчины и женщины в хиджабах, - фанаты, которые даже лакумов на поминках не пекут. Другой пользователь рекомендует изучат кабардинский и балкарский языки, а не арабский, не учат же арабы «наши языки». Третий возмущается тому, что 50 процентов детей не знают родной язык, везде на улицах разговаривают на русском языке, а вот арабский будут учить с малолетства. «Тем, кто любит арабский язык и культуру» советуют переехать к арабам. А кто-то даже напомнил о событиях «13 октября 2005 года».
Были, конечно, и одобрительные комментарии, но значительно меньше. Например, кто-то сожалел о том, что большинство негативно относится к своей религии и толком о ней не знает; другой пишет о том, что знание языков никому не помешает и впоследствии легче найти работу; что любая религия несет нравственное начало.
Прочитав мнения пользователей, я решила посмотреть на халяльный садик воочию. По словам директора садика, дети учат английский или арабский язык – по выбору родителей. Для этого в садик два раза в неделю приходит педагог. Занятия проходят по полтора часа, в игровой форме. Везде чисто, воспитатели имеют педагогическое образование и опыт работы в образовательных учреждениях.
Директор сообщила, что среди детей есть две русские девочки. То есть в садик можно отдать ребенка независимо от религии и национальности родителей.
Я пришла к вечеру, когда детей уже забирали, и халяльную еду не увидела. Зато пообщалась с несколькими родителями. Фатима пришла за двумя внучками, которые ходят в старшую группу. Она сказала, что ее старшую внучку отдали в обычный садик, но через месяц пришлось забрать, так как девочка не смогла привыкнуть к обстановке. А здесь сразу привыкла.
За сыном пришел мой знакомый Азамат Н., который подтвердил, что еда в садике халяльная. Он также сообщил, что его ребенок с удовольствием ходит. Поэтому Азамат доволен, он преподаватель в Исламском университете.
Для него, как и для других молящихся мусульман, наличие такого садика важно.