Газ, который уносит человеческие жизни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Я уже писала о взрыве газа в жилом доме города Чегем, где пострадала семья Батыровых – отец с матерью и трое малолетних детей. 10 декабря в Чегеме похоронили старшего мальчика, ему было 4 года, у него площадь ожогов составила 90 процентов тела. При таких травмах, увы, шансов выжить у него не было.
В тот день, когда в Чегеме хоронили мальчика, в АО «Газпром Газораспределение Нальчик» прошел брифинг, в ходе которого перед журналистами выступил представитель кампании Анзор Тутуков. В ходе брифинга он сообщил, что с начала года зарегистрирован 41 случай отравления газом, при которых 77 человек пострадали, 13 из них погибли.
Итоги брифинга обсуждались главными новостными пабликами Инстаграма – ЧП Нальчик, Патриот КБР, Вести КБР, и другими. В сообщениях цитируются прозвучавшие на брифинге объяснения трагедии о том, что «причины случившегося в Чегеме – самовольная врезка в магистральный газопровод, неизвестно кем сделанная, не понятно как установлены были газовые приборы, не было технического обследования, не было договора – была масса нарушений».
За один день в группе «Патриот КБР» сообщение прокомментировали 320 пользователей, примерно столько же - и в других группах, причем комментирующие единодушны в том, что не доверяют газовой компании, которая выгораживает себя, уходит от ответственности.
Часть комментаторов, знакомых с ситуацией, пишет, что незаконной врезки не было, а утечка газа произошла из ветхой магистральной трубы, зарытой в землю. Они пишут, что запах газа в этом месте чувствовали многие и сообщали об этом газовикам. Сообщается также, что пострадавшая семья оплачивала газ по установленным нормативам – счетчика на газ у них не было, а, значит, оснований воровать газ у них также не было. Пользователи возмущены тем, что компания перекладывает вину на беспомощную семью, которая потеряла ребенка, а оставшиеся в живых нуждаются в длительном лечении, материальной и моральной поддержке, а по выздоровлении - обеспечении жильем.
Многие пользователи пишут, что если незаконные врезки и бывают, то от безвыходности - «либо питаться, либо за газ платить», «газ стал дороже человеческой жизни, будто он добывается на другой планете…». Вспоминают про низкие зарплаты и про то, что народу надо дать работу.
Мне удалось связаться с родственниками пострадавшей семьи.
Зурида Батырова, супруга двоюродного брата пострадавшего Хасана Батырова, рассказала, что Хасану, главе семьи, 31 год, он страдает ДЦП, является инвалидом 3 группы, жене его, Роксане - 25 лет. До трагедии у них было трое детей. Семья не имеет своего жилья, они проживали в родительском старом саманном доме, с матерью.
В тот вечер, когда произошла трагедия, муж Зуриды с друзьями стояли у ворот. Роксана привела детей из детского садика. Через какое-то время мужчины услышали сильный хлопок из дома Хасана и пламя огня. Они кинулись в дом, вынесли детей и вывели супругов. Тут же раздался сильный взрыв и дом полностью загорелся. Как выяснилось позже, первый взрыв произошел после включения электрочайника в розетку.
Зурида утверждает, что незаконной врезки не было, что семья платила по нормативу 6 тысяч рублей в месяц из пенсии матери. К счастью, уцелели квитанции об оплате за газ с 2010 года, последняя оплата была произведена в ноябре 2019 года.
Сгоревший дом стоит на перекрестке двух улиц, а в огороде у них расположен общий городской ГРУ (газораспределительный узел), от которого отведена магистральная труба. По мнению Зуриды, утечка газа была из этой трубы. Именно в комнате, которая расположена у забора и произошел взрыв. Печка же, которая была единственным газовым прибором в доме, как раз не пострадала. После пожара, газовики приехали с приборами и нашли утечку газа. На улице все видели, как сочился газ и горела земля и даже сняли это на телефон.
Трубу газовики почему - то меняли не днем, а под покровом ночи. Ночью вырыли траншею, выкопали трубу, поменяли ее на новую пластмассовую, всего 25-26 метров трубы, от ГРУ до угла дома. А старую, которая была ржавая и без изоляции, они увезли.
Зурида считает, что семье надо помочь, а не стараться ее же и обвинить. Им надо бы предоставить жилье в Чегеме, рядом с родственниками, которые могут им помочь, в случае необходимости. Ведь им долго придется лечиться, восстанавливаться.
Все фото предоставила Зурида