Торжество правосудия - только в ЕСПЧ?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера, 8 октября, появилось сообщение о том, что Европейский суд вынес решение по делу жителя Кабардино-Балкарии Георгия Накани, которое было передано в суд в феврале 2010 года.

В сообщении говорится, что Суд объединил в одно дело жалобы по исчезновению и других жителей с разных республик Северного Кавказа: Ибрагима Газдиева, Хамзата Дзейтова, Саида Сигаури и Магомеда Рашидова. Об этом сообщается на сайте ПЦ «Мемориал», который передал дело ЕСПЧ. 

Уголовные дела о похищениях этих пятерых жителей Северного Кавказа были приостановлены «в связи с невозможностью найти лиц, подлежащих обвинению». ЕСПЧ признал российские власти ответственными за их похищение и вероятную гибель и за неэффективное расследование этих похищений.

В отношении Накани Суд признал нарушение статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрет пыток и жестокого обращения) в связи с моральными страданиями родственников и реакцией на них властей  и статьи  5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд вынес постановление о взыскании морального вреда в размере 80 тысяч евро.    

ЕСПЧ назначил 400 тысяч евро компенсаций семьям пропавших на Северном Кавказе

Георгий Шотаевич Накани (отец - сван, мать - балкарка), житель поселка Нейтрино, был похищен в декабре 2009 года, по словам очевидцев, на серебристом ВАЗе без номерных знаков, и с тех пор его местонахождение не установлено. Ему был 21 год.

Аминат Накани, мать похищенного, узнала о решении Европейского суда вчера, 8 октября. По ее словам, у нее двоякое чувство. С одной стороны, это «хоть какая-то победа, какое-то торжество правосудия», а с другой стороны, очень тяжело.  

«Я бы отдала  все, что у меня есть - квартиру, и готова была жить на улице, лишь бы мне вернули моего сына», - говорит мать.

Аминат говорит, что после потери сына любые другие житейские проблемы ей кажутся мелкими и незначительными. Она рассказала, как искала сына первые 5-6 лет. Она обращалась во все инстанции, выходила на пикеты и митинги, встречалась с руководителями органов власти и правоохранительных органов. Аминат и ее сестра объявляли даже голодовку.

Также Аминат ездила в Москву и была на приеме у Дмитирия Медведева во время его президентства. Она рассказала, что «Медведев вскоре после этого приезжал в Нальчик, в том числе он интересовался вопросом, почему в республике пропадают люди». Как раз в тот период, в 2012 году пропали еще трое жителей КБР - Ибрагим Шогенов, Тимур Бегидов и Анзор  Нагоев. Аминат, по ее словам, в Москве также встречалась с Максимом Шевченко.

За все эти годы переживаний здоровье Аминат пошатнулось, она перенесла инсульт. Ее лечили в том числе врачи - психологи Красного Креста.

Дело Накани – это второе дело «Мемориала» по Кабардино-Балкарии. В декабре 2018 года ЕСПЧ рассмотрел дело Цакоева и также вынес решение в пользу заявителей. На днях также стало известно, что ЕСПЧ  коммуницировал жалобу  семьи Хизира Бегиева, убитого  силовиками в Нальчике в 2014 году. По информации правоохранительных органов, убитый был участником незаконного вооруженного формирования.  .

По утверждению же родных, Бегиев боролся с распространением наркотиков в республике, и был убит за это.

Георгий Накани. Фото предоставила мать.