Хачкары близнецы из Дадиванка. Тер-Атанас
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Были в Дадиванке? Много рассказываю и показываю Дадиванкский монастырь, есть о чем, двухтысячелетняя история могилы одного из учеников Христа и монастыря, который воздвигли над его могилой. История Дадиванка неразрывно связана с историей нашего народа, потому она мне и интересна.
Оставим историю Дади, ученика апостола Фаддея и то как он приехал к нам в Арцах на потом, когда найду источники и сделаем скачок на тысячелетие вперед, когда в Дадиванке появились два самых больших хачкара по крайней мере у нас, в Арцахе...
фото: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83785/posts/37023
В средние века монастырь Дадиванка стал усыпальницей для княжеской семьи Вахтангянов из Атерка, владетелей Верхнего Хачена
Не секрет, что отцы-настоятели Дадиванка происходили из того же атеркского княжеского рода, который правил Хаченом. Старший сын князя становился князем, а один из младших - епископом. Князья всегда так делали, чтобы держать в своих руках мирскую и духовную власть над народом. Дадиванк щедро украшен узорами - письменами, которые они нам оставили в наследство. Если вы были в Дадиванк, вы не могли пройти мимо двух гигантских (размеры каждого 3,05 х 1,00 м.) хачкаров.
Ответвление от главной дороги в Дадиванк всего в одном километре, дорога отличный асфальт. Перед Дадиванком удобная стоянка для автомобилей. Входите через главный вход и прямо напротив ворот двухэтажная колокольня монастыря. Лесенка сбоку поднимается в глухую нишу, где и установлены эти два хачкара. Своеобразный музей для двух камней, которые в народе почитаются как чудотворные. Притрагиваются к камням, загадывают желание и с боку, в специальных местах зажигают свечку и молятся. Говорят, самое лучшее обязательно сбывается.
На самом деле эти хачкары не из двух камней , а из четырех, нижние две вчетверо больше двух верхних. Стыки пригнаны так мастерски, что почти незаметны. Осталось даже имя мастера - Погос, но хачкары эти называют не именем мастера, а именем Тер-Атанас.
Я их и раньше показывал и назвал хачкары Тер-Атанасом, повторяя то, что слышал. Оказывается, их называют так, потому что в надписи на хачкаре (буквы искусно переплетены с узорами) упомянуто имя Тер-Атанаса.
Помяните Тер-Атанаса и год 1283 (в староармянском год писался буквами, чтобы перевести на современный делаются несложные расчеты).
Тер-Атанас был настоятелем монастыря Дадиванка (известно и другое название монастыря - Хутаванк).
" С середины XIII века в качестве епископов-настоятелей Дадиванка упоминаются: сын Васака Тер Григорис, Тер Атанас (первое упоминание 1261 г., умер в 1283 г.), сын Вахтанга Тер Григорес, Тер Ованес, Тер Саркис (1340 г.) ".
Значит эти два великолепных хачкара предсмертный подарок нам от Тер-Атанаса. Год его смерти и рождения хачкаров тоже важен.
1283 год.
Что у нас происходило в эти годы и что нам известно о Тер-Атанасе?
Безусловно самым значительным событием в XIII столетии для Арцаха, было торжественное открытие Гандзасарского монастыря, в 1240 году.
Гандазар должен был не только стать равным Дадиванку, но и превзойти его. Удалось ли это? Если смотреть с сегодняшней точки зрения, спустя 7-8 веков, то, на мой взгляд, да, удалось. Гандзасар хоть и моложе, но он смог занять лидирующую роль в истории нашего края. Дадиванк оттеснился на второе место и немало помог возвышению Ганзасара, хотя при всем этом не потерял свое величие.
В 1261 как раз достроили гавит (аналогично "притвор") Гандзасарского монастыря, монастырь укреплялся и расширялся. Но в том же 1261 году был убит монголами могучий покровитель Гандзасара, князь Асан Джалал Дола, который и построил его.
Постройка Гандзасара стала возможна благодаря расцвету христианства в Закавказье, после освобождения от арабов и сельджуков. Не только в Арцахе, по всей Армении и Грузии строились монастыри, нередко на месте тех руин, которые остались от прошлых лет и войн. Сказывалось влияние братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, которые отвоевали большую часть Армении у сельджуков. Стоит так же сказать, что расцвет этот произошел и благодаря тому, что пришедшие на смену сельджукам монголы во главе с Чормаганом, оруженосцем Чингиз Хана, отличались большей терпимостью к церкви. В 1243 году монгольское войско в битве при Кесе-даге (Лысой горе) разгромило сельджукского султана. Армянские и грузинские князья вынужденно, вместе со своими дружинами были на стороне монголов и судя по почестям, имели немало заслуг в этих войнах.
Вернусь к тому расцвету монастырей, который переживала Армения и приведу в пример знаменитый монастырь Гегард. Его отреставрировали и многое пристроили князья Хахбакяны - Прошьяны, другое ответвление от хаченского дома Вахтангянов. Они сделали монастырь Гегард своей родовой усыпальницей и так совпало (а может и не совпало?), что год смерти князя Проша Хахбакяна совпал с годом смерти епископа-настоятеля Дадиванка, Тер-Атанасом,1283 год. Это год рождения хачкаров близнецов.
В честь князя Проша его род стал именоваться Прошьянами, а в его великолепной усыпальнице была высечена в камне комната с знаменитым гербом рода Прошьянов - орел, держащий в своих когтях ягненка.
фото: www.facebook.com/OurHOMEisARMENIA/
Дадиванку тоже делали щедрые подарки, дарились сады и деревни. Епископы Дадиванка и Гандзасара не уступали князьям в богатстве.
Армения в это время, а также Грузия и многие другие страны входили в состав Монгольской империи. На Руси в эти времена, состоялось Ледовое Побоище, в 1242 году, Александр Невский на Чудском озере разбил гордых тевтонских рыцарей. Сам Киев - столица Руси был разорен монголо-татарами, а Александр Невский, после того, как в 1248 году получил ярлык на правление русской землей от Батыя, уехал править в Новгород...
В самой Армении не было своего царя, официально признанный царь Армении Хетум I правил в далекой Киликии и тоже вынужден был по совету князя Арцаха, Асана Джалала Дола, стать союзником монголов. Во времена царицы Тамары грузинские войска объединившись с дружинами князей Армении помогли армянам освободиться от турок-сельджуков. Потому Арменией до нашествия монголов управляли грузинские цари.
Многие родовитые князья мечтали восстановить армянское царство в самой Армении. Среди них самыми могучими были род Орбели и князья Закаряны. Арцахские князья были тесно связаны родственным браком с Захарянами.
Орбели владели Сюником, самой большой областью Армении, номинально они признавали верховенство Закарянов, которые занимали верховные должности в Грузии, должности спарапета и казначея. Сюник - самая большая область в Армении, но тогда она была намного больше. Их столица тогда была в Егехисе (совр. с. Артабуйк).
Самые знаменитые монастыри Сюника - это Татев и Нораванк, настоятели-епископы которых были из рода Орбели,а самым знаменитым и могучим представителем рода Орбели был князь Смбат. Нораванк, который они заново отстроили, стал усыпальницей рода Орбели, на одном из надгробий в Нораванке высечен лев. Это надгробие брата князя Смбата, Эликума Орбели, который вместе со своим отрядом сражался вместе с монгольскими войсками и погиб в одном из монгольских походов. В 1261 году погибнет в монгольском походе и сын Эликума - Буртел...
фото: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83785/posts/38872
Сама Грузия тоже переживала не лучший момент в своей истории. После смерти царицы Русудан монголы признали царями Грузии сразу двух царей. Обоих звали Давид и правили они одновременно, временами даже оказывая друг другу помощь, но Грузия разделилась на две части.
Грузинскую дружину, так же как и армянскую, монголы привлекли для завоевания горной крепости Аламут. Слышали про такую? Это там, где укрывались ассасины и фидаины. Монголы решили, что горцы смогут покорить горную твердыню и не ошиблись. Аламут был разрушен, но после нападения на Багдад грузинское войско, видя, что их первыми посылают на верную смерть, отказалось идти на Египет и восстало.
Надо вспомнить, что в 1260 году впервые монголы потерпели поражение в Битве при Айн-Джалуте, в сражении с войском египетских мамлюков.
Потому, с покоренными народами монголы стали намного жестче.
Монголы вторглись в Грузию, царь Давид бежал к другому царю Давиду, но потом ему вынужденно пришлось примирился с монголами. Его жену монголы утопили в 1261 году в озере Севан, а сына, малолетнего царевича Деметре отдали князю Смбату Орбели, который стал регентом и атабеком Грузии.
Смбат Орбели, при поддержке монголов стал полноправным князем князей. Он стал личным представителем хана и даже получал за это жалование из казны. Князь, несомненно, был отличным дипломатом, он владел не только самой обширной областью, но так же свободно и пятью языками: армянским, грузинским, монгольским, персидским и даже уйгурским.
В том же 1261 году монголами были казнены спарапет Грузии, Закаре Закарян и князь Арцаха Асан Джалал Дола, их посчитали зачинщиками восстания.
По ходатайству Смбата Орбели , монгольский хан специальным указом освободил духовенство Сюника от государственных налогов и податей.
И вот, в 1265 году, князь Смбат Орбели приехал в Арцах, "в целях ознакомления с социально-политической обстановкой". На стенах Дадиванка осталась вот такая дарственная надпись
«Волею Божьей, я, князь Смбат, сын великого Липарита, сопричислился со святым скитом Дади ванка при предводительстве владыки Атанаса, купил сад Хунташанц и с купленной мною маслобойней в Ехегисе... а также деревню Кананчавор со всеми ее доходами, без (налога) чара, пожаловал святому Катогикэ. Владыка Атанас и другие братья установили для нас в день Воскресенья Великой Пасхи совершить службу во всех церквах. Отныне, если кто отберет наше приношение или сорвет установленную обедню, да будет проклят 318-ю отцами» .
Из надписи видно, во время его приезда, настоятелем монастыря Дадиванка был упомянутый нами Тер-Атанас. Князь подарил ему сад, деревню со всеми доходами, освободил от налогов и добавил еще маслобойню в Егехисе, а ведь в Егехис была его столица.
Что было нужно князю, что он так расщедрился? Не чувствовал ли он за собой вины в смерти князя Асана Джалала Долы, ведь он не поддержал восстание против монголов. Я считаю, что это его не мучило, какой век - такие и люди. Мне больше верится в другую версию, что князь приехал к Тер-Атанасу затем, чтобы обговорить условия брака своего родного брата князя Тарсаича, (которому он оставлял все свое наследство, т. к. сам не имел детей), с дочерью князя Джалала - Мина Хатун. Так оно потом и вышло. Благодаря браку Тарсаича и Мина Хатун между двумя ведущими семьями укрепился прочный союз...
Князь Смбат умер в 1273 году, его похоронили в монастыре Нораванка.
Тер-Атанас, пережил князя на 10 лет и похоронен в Дадиванке.
Помянем Тер-Атанаса, хачкары действительно великолепны.
Есть версия, что мастер Погос срисовал и вырезал на этих двух хачкарах узоры с золотого занавеса для церкви, который соткала жена князя Вахтанга, Арзу Хатун со своими дочерьми.
Говорят, в разные годы эти два хачкара хотели выкупить за большие деньги и французы и англичане, но хачкары так и остались в Дадиванке и до сих пор нас радуют...