Вачаган, командир взвода "Ураган".

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Всех сейчас интересует политика. Все разговоры заканчиваются обсуждением того или иного кандидата. Начинаются бесконечные споры. Политика - это послевоенный синдром. Война объединяет народ, политика - разъединяет. В маленьком Карабахе около десятка различных партий и все рвутся к власти. Вряд ли, кто -нибудь из них думает о простых людях. Народ стал разменной монетой. Сейчас нет такого политика, вокруг которого бы все остальные объединились. Нет, потому что в свое время Серж Саркисян и Роберт Кочарян уничтожали всех, кто пользовался авторитетом в народе и захотел пойти в политику. Одним из этих людей был мой командир - Вачаган Ишханян.



Сегодня день его рождения, он умер, но для меня Вачаган остался единственным командиром. Шушва Вачо(Шушинский Вачо), так его называли в народе. Его легендарный разведовательно - ударный взвод "Ураган", базировавшийся в Хлебзаводе Степанакерта, участвовал в самых опасных операциях и везде выходил победителем. Самые бесшабашные парни собрались в его взводе. Гена, отслуживший в монгольском спецназе(он до сих пор числится в списках пропавших без вести), Армен - Матрос, (служил в морской пехоте), Рафка, Сего, Самвел, Гаго, Артем, Мхитар, Феликс и другие парни, которые взяли оружие, чтобы защищать свои дома. Вачаган не укрывался за их спинами. Были и убитые среди взвода. Война  беспощадна. 

Потом взвод разросся в Шушинский полк, Вачаган стал командиром полка. Полк, вместе с силами самообороны Карабаха успешно воевал. Взятые районы были богаты на трофеи, особенно на рогатый скот. Вачаган распорядился, чтобы каждому солдату выдели по корове. Зная, что народ Степанакерта живет небогато, он приказал, чтобы резали скот и бесплатно развали мясо всем прохожим, по два кг., без всяких списков, берите все, кому нужно. Это не было популизмом. Просто помощь в трудное время.

В праздничные дни, 9 мая или на Новый Год, он накрывал стол для всех жителей Шуши. Всего должно было быть вдоволь, чтобы всем досталось. Каждый праздник превращался в народные гуляния. Почти 25 лет прошло, но люди до сих пор помнят о его благодеяниях.
Каждый житель Шуши мог позвонить Вачагану и попросить о чем -то нужном, зная, что Вачаган не только исполнит просьбу, но и сделает намного больше. Война только закончилась, трудностей хватало.
Любой солдат мог запросто подойти к нему и пожаловаться на несправедливость своего непосредственного командира. Вачаган разбирался строго, но справедливо. Он сам нередко подходил к солдатам и расспрашивал про жизнь, про семью, про трудности. Помнил подвиги каждого и беспощадно карал трусость.
Семьи раненных и погибших воинов знали, что зимой не останутся без дров, что хлеб в доме всегда будет. Его дом и стол, и кошелек всегда были открыты.

Неудивительно, что люди уважали и любили своего командира.Даже пленные азербайджанцы уважали его, он не позволял грубого обращения с ними.

В 1996 году Вачаган решил покончить со службой и стать губернатором Шушинского района. Политики тут же почувствовали угрозу и натравили на него Командующего Самвела Бабаяна. Вачаган был единственным командиром, который по своей славе не уступал даже Самвелу Бабаяну. Оба были прирожденными лидерами. Самвел Бабаян сам хотел стать президентом Нагорного Карабаха и вместо того,чтобы опереться на Вачагана Ишханяна, он пошел против него.Это была его роковая ошибка. Устранив его руками Вачагана от власти, потом его самого уже устранили и посадили в тюрьму.
1 апреля 1996 года, Шушинский полк был расформирован. Все заслуги Вачагана и его полка были перечеркнуты. Многие его воины уехали в Россию.

Дальше пошли бесконечные аресты за любую провинность, в результате чего богатырское здоровье Вачагана было подорвано. Наверняка, Самвел Бабаян не раз вспоминал про его судьбу  в тюрьмах, где он отбывал свой срок.

В 2013 году, на следующий день после своего дня рождения Вачаган Ишханян умер.

Хоронили его как Героя, даже пушку притащили на похороны. Хоронить мы, армяне, умеем лучше всех, а вот чтить заслуги при жизни  - этому нам еще научиться надо...