Грузинская мечта выиграла выборы - протесты неизбежно утихают

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

На парламентских выборах в Грузии, правящая "Грузинская мечта" победила, получив 54%. Относительно результатов шли серьезные споры, поскольку многие субъекты отказались признавать эти выборы. В частности, выборы отказались признать все 4 оппозиционные коалиции, прошедшие в парламент:

Однако акции протеста не были объявлены в вечер выборов, тогда как власти уже активно праздновали победу уже вечером в день выборов, включая автопробеги, фейерверки и т.д. Протест прошел 28 октября, через два дня, причем организатором его выступила Саломе Зурабишвили, объявившая о непризнании выборов, "иначе это будет означать признание победы России в Грузии". Это заявление, конечно, к техническому результату выборов отношения не имеет, а только к политическому. И тем не менее, акция протеста состоялась - не могла не состояться. Было бы очень странно, если бы оппозиция объявила о воровстве выборов, а акцию протеста не объявила - таким образом слова расходились бы с делами. К акции протеста присоединилось три силы - Гахария все же не стал соорганизатором акции (хотя журналисты его увидели на акции).

Власти готовились к акциям протеста, но, по-видимому, уже в день выборов расслабились, поскольку поняли, что переживать им не из-за чего.

Противопожарный гидрант, установленный около парламента Грузии для того, чтобы снабжать водометы на случай разгона акций.

Акция была относительно многочисленной, с числом участников порядка 5-6 тыс. чел. и проходила традиционно перед зданием парламента. 5 тысяч - оценка, заявленная полицией, в этот раз нет причин оспаривать ее, учитывая, что перед парламентом Грузии помещается около 8 тыс. человек при сборе очень высокой плотности, а в этот раз, судя по кадрам сверху и сбоку, плотность была средней. Для обычной ситуации это совсем не мало, но если это были сфальсифицированные выборы, то народ, у которого украли выбор, должен был прийти. Этого не было - уж слишком убедительной была победа "Мечты". На акции было неадекватно большое количество флагов Европейского Союза и Украины, хотя этим нынешняя грузинская оппозиция уже никого не удивит. Также на этой акции напали на российских журналистов, хотя до побоев дело не дошло, полиция вмешалась.

С опозданием на акцию пришла и президент Зурабишвили. Вновь, очень странно участие президента, являющегося представительской фигурой во внутриполитической борьбе, а по сути, против той партии, которая ее провела, и на стороне тех сил, которые ее саму 6 лет назад объявляли "кремлевской", хотя прошла она на эту позицию, по слухам, по просьбе Шарля Мишеля, которому внял Бидзина Иванишвили в 2018 году. И вот в 2023/4 гг. эта консерва была скрыта. Почему я говорю так однозначно?

Помимо отказа от признания новых законов, властей, выборов, отказа от сотрудничества с властью, оппозиция во главе с Зурабишвили провозгласила необходимость проведения выборов под непосредственным управлением США и ЕС, а не грузинской Цеско (ЦИК). Это - прямой шаг к отмене суверенитета Грузии, собственно говоря к чему и вели в последнее время прозападные силы. Учитывая заявления Иванишвили о подталкивании Грузии к войне и то, что они не были опровергнуты, а также ситуацию на земле в Украине, для прозападных сил ситуация складывается неблагоприятная. На 31 октября Саломе Зурабишвили вызвана в прокуратуру на допрос из-за заявлений о фальсификации выборов. Ее полномочия истекут в декабре 2024 года и, скорее всего, после этого против нее будут возбуждены уголовные дела за призывы к государственному перевороту и ей придется покинуть Грузию.

После оппозиционной акции, протест перешел в хроническую фазу, когда вместо одной массовой акции проходит множество малых акций. Ниже - акция студентов, а на плакатах написано "Мы выиграем войну" (какую?) и "со щитом или на щите".

Такого рода акции еще будут, но вряд ли много кто будет готов участвовать в заведомо проигрышных мероприятиях. Поэтому, если поствыборные процессы рассматривались как ремейк весенних протестов против закона "О прозрачности иностранного влияния", то это не получилось. При этом, грузинская власть имеет неполную внешнюю легитимность, если под таковой понимать признание партнерами результатов выборов.

Как следствие, вопрос внешней легитимности будет для грузинских властей отдельной проблемой. Но критически важным все же было признание со стороны соседей, а это было. После выборов в Грузию приехал президент Венгрии Орбан, заявивший, что Грузия проживет и без ЕС, особенно учитывая, что ее и так никто туда принимать не собирался. У Орбана свои проблемы с Брюсселем, но его приезд в Грузию подчеркнул формирование евроскептической фронды, включающей в себя Словакию, Венгрию - и теперь Грузию. С точки зрения грузинских властей, приезд Орбана это хороший символ для пиара и укрепления легитимности своей победы на выборах.