Армения в 2023 году - основные события и тенденции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
***
Нагорный Карабах - силовая ликвидация со стороны Азербайджана
Естественно, главная событийная линия 2023 года для Армении связана с Нагорным Карабахом, в частности, силовой ликвидацией Республики в сентябре 2023 года. Тогда Азербайджан организовал нападение на блокированный и не имеющий снабжения Карабах, и при попустительстве правительства Пашиняна в Ереване и российского миротворческого контингента поставил республику на грань существования. В Степанакерте быстро осознали невозможность сопротивления и пошли на полную капитуляцию в обмен на возможность эвакуировать население. По состоянию на данный момент, беженцев последней волны примерно 109.5 тысяч человек.
Сам этот сюжет начал разворачиваться с декабря 2022 года, когда Азербайджан начал блокаду Арцаха под ложными лозунгами о гражданском экологическом протесте. Постепенно политическое давление начало сопровождаться военным. В феврале президент Араик Арутюнян пошел на роспуск правительства Рубена Варданяна, нервировавшего Алиева, надеясь добиться прекращения блокады, но это не удалось. В апреле Пашинян впервые начал говорить в парламенте о готовности признать территориальную целостность Азербайджана. Через несколько дней, Азербайджан ужесточил блокаду, когда помимо Шуши, был перекрыт и Лачинский коридор, Азербайджан в нарушение всех договоренностей установил незаконный КПП.
Пашиняна, однако, это не остановило от дальнейших действий: в мае, на встрече с Алиевым и Шарлем Мишелем Пашинян уже признал, что признание территориальной целостности предполагает сдачу Арцаха Азербайджану. Стоит отметить, что более ранние шаги были предприняты еще в октябре 2022 года, когда в Праге Пашинян и Алиев договорились проводить переговоры при европейском посредничестве и, вероятно, ранние договоренности о сдаче Арцаха были достигнуты уже тогда. В Москве это расценили как отказ от "трехстороннего заявления" и, хотя российский миротворческий контингент не был свернут, его деятельность свелась к минимуму, в том числе, он не препятствовал блокаде, начатой с декабря 2022 года.
На протяжении всего 2023 года Азербайджан проводил интенсивные военные приготовления, включая совместные военные учения с Турцией, строительство новых объектов военной инфраструктуры на оккупированной территории Арцаха и на прилегающих территориях, а также проводил переброску войск в Шаумянский (Кельбаджарский) район между Арменией и Арцахом. С лета в Арцахе начались голодные обмороки, к тому моменту, судя по всему, избыточная смертность от блокады уже достигла тысячу человек, и давление внутри Арцаха стало нестерпимым. Алиев надеялся, что это побудит народ требовать от власти уступок Азербайджану, но это напротив - породило требования эффективного противодействия Азербайджану. Поэтому политика Пашиняна, опиравшегося на Самвела Бабаяна и ряд других местных политиков по обеспечению "мягкой интеграции" Арцаха в Азербайджан провалилась.
В итоге, в августе-начале сентября в Арцахе произошла смена власти - в отставку ушли ряд политиков на высшем уровне, включая президента Араика Арутюняна. Новое руководство было настроено менее компромиссно, но не успело войти в курс дела, когда столкнулось с экзистенциальным вызовом существованию Арцаха. Атака Азербайджана привела к гибели примерно 300 человек, в основном военных. Но еще 200 жизней унес взрыв горючего, которое раздавали прямо со складов. С 22 сентября начался массовый исход населения, завершившийся примерно за неделю. Изначально было зарегистрировано 101.5 тысяч беженцев, но ввиду неполной регистрации, потом данные были уточнены, и помощь как беженцы получили 109.4 тыс. чел. (включая людей, уехавших окольными путями во время блокады или непосредственно до нее).
Сейчас Азербайджан активно "осваивает" территорию, уничтожая культурное наследие, стирая надписи на армянском языке, проводя спортивные мероприятия в Степанакерте и готовясь к массовому заселению своего населения в квартиры изгнанных армян. Но, что не менее важно, Азербайджан захватил в плен лидеров Нагорно-Карабахской республики, желая провести над ними показательный суд или обменять на новые уступки.
Пашинян обвинял в катастрофе всех, кроме того, кто в ней действительно несет полноценную и абсолютную ответственность - себя. Теперь он продолжает переговоры с Алиевым, надеясь заключить "мирный договор", но Алиев оттягивает момент и, в том числе, отказывается признавать территориальную целостность Армении, на чем настаивал Пашинян. На данный момент Армения уже согласилась на переговоры в таком формате.
Ликвидация Арцаха для Армении является полной катастрофой и лишает ее смысла и лица, поскольку весь период независимости, как и период борьбы за независимость был связан с арцахским движением. Эти действия были самоценны и для Алиева, который говорил о том, что его целью является "уничтожение идеологии армян".
Внешняя политика и переориентация на Запад
Армянская политика на протяжении всего периода независимости была двойственной. Она не предполагала однозначной ориентации на Запад, как во многих других западных республиках б.СССР, а отношения с Россией в сфере безопасности были доминирующими. Вместе с тем, политически Армения довольно интенсивно вела диалог с западными структурами, в значительной степени переписав законодательство и сформировав институты по образцу и рекомендациям западных партнеров. Доминирующая роль России в безопасности диктовалась, в том числе, отсутствием альтернативных вариантов, однако Запад интересовала не прозападная Армения, а Армения, которая не была бы пророссийской, а желательно даже - антироссийской.
С момента прихода Пашиняна к власти, отношения с Россией начали быстро ухудшаться, что устраивало и ереванские, и российские власти. Ереван - учитывая происхождение, связи и интересы членов новой правящей элиты - стремился развивать отношения с Западом и параллельно снижать уровень контактов с Россией, не обращая внимание на то, какие это последствия будет иметь для страны. Москва нашла в этой политике способ перечеркнуть отношения и взаимные обязательства, все более тяготящие российскую сторону, учитывая санкции, растущую зависимость от Анкары и конфликтность в отношениях с Западом.
Когда осенью 2022 года Азербайджан напал на Армению (уже в советских границах), Пашинян решил обвинить в этом Россию. И, хотя в этом была определенная логика, учитывая, что и в России во всех спорных инцидентах совершенно безосновательно обвиняли Армению, и при наличии союзных отношений отказывались как-то сдержать азербайджанскую агрессию или даже высказать по этому поводу позицию, таким образом де-факто поощряя Азербайджан. Тем не менее, после столкновения Россия предложила задействовать механизмы ОДКБ для стабилизации ситуации на границе и оказания военной помощи Армении, на что правительство Армении ответило отказом, пригласив европейскую наблюдательскую миссию на границу с Азербайджаном. Эта миссия также не имела никаких результатов, но никакой критики от Пашиняна не было - только содействие.
Весь 2023 год этот сюжет развивался, Армения отказалась от участия в учениях ОДКБ, но взамен включилась в учения НАТО, а к сентябрю уже сама приняла на своей территории американских военных для совместных учений. Также Армения отозвала представителя в ОДКБ и отказывается участвовать в любых совместных мероприятиях с Россией.
Этот тренд, естественно, тоже имеет отношения и к потере Арцаха, и к внутренней политике, но отражает внешнеполитические тенденции. Армения здесь совершенно не уникальна, тенденции политического доминирования Запада видны на всем западе постсоветского пространства (к западу от Каспийского моря) кроме России и Беларуси. Армения в этой игре не субъект, а объект борьбы, поэтому решения властей в Ереване и состав этих властей тоже являются отражением геополитических тенденций. Но при этом, сами эти тенденции оказывают огромное влияние уже на сами страны региона, в частности, Армению. Скорее всего, для России, после прекращения огня в Украине, Армения станет одним из приоритетных направлений внешней политики, так что борьба тут еще впереди.
Внутриполитические тенденции - выборы мэра Еревана и попытки свержения Пашиняна
В 2023 году, как и в 2020-2 гг. армянская оппозиция пыталась свергнуть Пашиняна через улицу. Вообще, это частый сценарий, когда после цветной революции, оппозиция новой власти пытается повторить тот же сценарий, выглядящий очевидным и понятным. И, как правило, у нее ничего не получается. Также было и в Армении.
Весной и летом было довольно активное оппозиционное движение, с перекрытием улиц в центре Еревана и столкновениями с полицией. Но оно постепенно развалилось как по причине жесткого прессинга властей (массовые задержания протестующих), так и бездарности оппозиционных лидеров, не способных предложить адекватную современную повестку и как-либо эффективно координировать свои действия с другими игроками.
Тем не менее, популярность Пашиняна в 2023 году сильно упала, особенно на фоне всех событий, связанных с блокадой Арцаха, и выборы в городской совет Еревана, прошедшие 17 сентября 2023 года, продемонстрировали очень слабый результат для власти - правящая партия получила 32.6% при очень низкой явке -- около 9.5% от общего числа избирателей. Это, разумеется, поставило под вопрос легитимность власти, но в результате применения политических инструментов, власти удалось рассорить оппозиционные фракции и добиться неизбрания оппозиционного мэра в городском совете.
В других общинах Армении ситуация оказалась еще хуже - нередко даже подкупами и угрозами не удалось решить вопрос и, например, в Лори и Сюнике полиция арестовывала мэров, вмешивалась в заседания муниципального совета и так далее, реализуя политику уже чисто насилием.
После коллапса Арцаха, многие стали обвинять в произошедшем Пашиняна, начались акции протеста, был создан оппозиционный совет из 5 политиков, но этот совет, как обычно, провалился, а движение было подавлено. Власти также объявляли движение инспирированным Москвой.
Социально-экономические тенденции и конфликты
В 2023 году экономика Армении продолжила быстрый рост, рост ВВП, скорее всего, будет в коридоре 7-8.5%, что уже можно считать некоторым качественным прогрессом. Впрочем, нельзя не учитывать, что этот рост во многом был достигнут благодаря тому, что Армения стала одним из транзитных направлений по обходу санкций.
В последние годы рост был сконцентрирован в первую очередь в сфере услуг - IT, недвижимость, финансы, туризм. При этом, ситуация в реальном секторе - промышленности и сельском хозяйстве, достаточно грустная, и этому, в том числе, содействует рост курса драма и соответствующая политика правительства, которая и нацелена на поддержку вышеперечисленных секторов услуг.
Есть одна безусловно положительная новость - снижение уровня безработицы в Армении относительно прошлого года примерно на 1.5%, вероятно до 11.5% в 2023 году (окончательные итоги будут опубликованы лишь в мае). Для Армении это серьезные результаты, растет зарегистрированная занятость, в том числе и число высокооплачиваемых рабочих мест. Но число рабочих мест с низкой зарплатой не уменьшается - скорее происходит рост общественного расслоения. Также не происходит и снижение бедности - недавно опубликованные показатели демонстрируют, что при экономическом росте бедность не сокращается. Но, стоит отметить, что 2023 год Армения закончит с околонулевой инфляцией. Существуют споры относительно того, насколько устойчивы данные тенденции относительно существующих рисков, но по меньшей мере на данный момент экономика растет и расширяется.
На этом фоне резко изменяется миграционная картина в стране - начался массовый наплыв трудовых мигрантов из Индии - примерно 14 000 человек или 0.5% населения в 2023 году. Мигранты (релоканты), прибывшие из России ранее - напротив, стали уезжать. Особенно массовый отъезд стал фиксироваться с августа-сентября. Не совсем понятная ситуация и с беженцами из Арцаха - судя по всему, 15% из них уже покинули Армению.
Правительство Пашиняна отказалось признавать паспорта арцахцев как армянские, заявив, что это документы для международных поездок, а в качестве валидных внутренних документов они недействительны, и предложили либо статус беженца, либо процедуру натурализации, таким образом, сняв вопрос беженцев с повестки дня.
В 2023 году неоднозначные тенденции были и в сфере культурной политики. Не будучи специалистом в этой сфере, я не комментировал ее, но теперь эти тенденции все более заметны и за пределами узких кругов. Во-первых, конфликт между церковью и властью усиливается. Пашинян еще с 2018 года подвергал Армянскую Апостольскую Церковь прямому давлению и нападкам, в том числе посредством атак против католикоса, при этом в стране как грибы растут секты и нетрадиционные религиозные организации, что, как оказалось, также связано с властью: теперь власти обязали олигархов содержать эти организации и оплачивать их обеспечение и развитие.
Новые учебники, в том числе учебник истории, вызывают споры в обществе. В них история рассматривается с других позиций, причем не с точки зрения критического рассмотрения традиционных армянских исторических нарративов, а просто предлагается альтернативный нарратив, куда более дружественный Турции и Азербайджану, и заметно сокращающий внимание древней истории. При этом, соразмерных действий в этих странах нет - напротив, там совершенно противоположные тенденции. Учебник истории уже был раскритикован как публицистами, так и историками и представителями духовенства.
Грант Микаелян