Турция усиливается относительно России. Тенденции последних 30 лет

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

На протяжении последних нескольких лет, мы видели отчетливую тенденцию активизации Турции, в том числе, в геополитическом окружении России. Начнем с того, что Турция создала три оккупационные зоны в ходе гражданнской войны в Сирии, включая захват Африна с изгнанием оттуда части курдского населения, активно участвовала в ливийской гражданской войне, сегодня Эрдоган уже активен в вопросах Израиля и Палестины, выдвигает официальные территориальные претензии к Греции, ну и не думает прекращать оккупацию Северного Кипра. В 2020 году Турция выступила основным актором агрессии против Арцаха: Турецкая война против Армении. Детали (28 октября 2020).

При этом, чаще всего Турция действует как оппортунистическая держава, расширяясь в регионах, где сложился геополитический вакуум, в том числе, вызванный уходом из этих регионов доминировавших там в прошлом держав, что особенно касается Африки и Ближнего Востока. Хорошие возможности для Турции создала "Арабская весна", обрушившая несколько арабских государств, и в каждом из них Турция смогла усилить свое влияние; также Турция наращивает влияние в Ливане, превращающемся в несостоятельное государство.

Но помимо вышесказанного, Турция начала вклинивание в действующие зоны влияния других стран, в первую очередь, российскую. Так можно характеризовать появление Турции на Южном Кавказе при крайне пассивной реакции на это со стороны России. Я пытался разобраться в причинах этого и, если смотреть поверхностно, то видны определенные договоренности между сторонами, надежды в Москве на то, что Анкару удастся задобрить и превратить в противника Запада, а также российско-армянские отношения, переживающие, вероятно, худшие свои дни. Но если смотреть системно, то надо обратить внимание на ряд трендов, в основе которых лежит относительное ослабление России и усиление Турции; причем усиление Турции не столь значительно, сколь ослабление России. В связи с этим, взглянем на график соотношения сил сторон.


Если по совокупной (в том числе, военной) национальной мощи Россия опережала Турцию в 1989 году в 11 раз, а в 1991 году - в 7.5 раз, то к 2000 году соотношение достигло всего 3.5:1, а к 2016 - 2.5:1. Эти оценки приведены на основе базы данных National Material Capabilities 6.0 (Correlates of War project). Если эти оценки верны, Россия по совокупности всех обстоятельств, сильнее Турции в два с половиной раза, но: Россия территориально гораздо обширнее, и ее силы распределяются по широкой географии, тогда как Турция очень компактна и способна эффективно проецировать силу по периметру своих границ. Кроме того, союзники России слабее ее (формально союзниками являются страны ОДКБ), а ее противники - сильнее (коллективный Запад), тогда как в случае Турции ситуация противоположная - до недавних пор ее союзниками можно было считать все те же западные страны, а противниками - ее небольших соседей, таких как Армения, Сирия, Греция и др. Сейчас ситуация меняется, и в поисках геополитического могущества, Турция пытается выстроить орбиту из соседних арабских, а также центральноазиатаских тюркских государств, не говоря об Азербайджане, при этом входя в противостояние с Западом. Но это вопрос будущего.

Другой тренд - демография. В 1989 году население России составляло 147.4 млн человек, а Турции - 55.5 млн человек. Таким образом, численность населения России была в 2.7 раз выше. В связи с более молодой структурой населения Турции, надо отметить, что к тому моменту трудовые и мобилизационные ресурсы России превышали турецкие в еще большей степени. Так, число занятых в экономике РСФСР на 1989 год составляло 74.6 млн., а в турецкой - всего лишь 16.1 млн. С тех пор в России было некоторое сокращение, а в Турции - рост (теперь 72 vs 31 млн). По состоянию на 2022 год, несмотря на масштабную иммиграцию и занятие новых территорий с населением, население России сократилось до 146.4, а население Турции выросло до 85 млн. человек. См.: Население Турции достигло 85 миллионов, но рождаемость сокращается (6 июня 2022). Теперь соотношение составляет 1.7 раз, то есть относительное превосходство России в демографии уменьшилось на одну Турцию образца 1989 года. Важно также и то, что теперь эти государства уже стали сопоставимы с демографической точки зрения. По прогнозам ООН, эта тенденция продолжится и в будущем, хотя учитывая демографические трансформации последнего времени, ситуацию надо будет оценивать по последствиям.

Еще одна тенденция - экономическая. Россия экономически очень серьезно обгоняла Турцию на протяжении десятилетий. Так, в сопоставимых ценах, в 1950 году РСФСР опережала Турцию в 9 раз. К началу 1980-ых гг. разрыв сократился до семикрартного, а в 1989 году уже соотношение было 5.2:1. Тогда ВВП России по ППС в сопоставимых ценах 2022 года составил 3.44 трлн долл., а в Турции - 661 млрд долл. По итогам 1991 года соотношение упало до 4.4:1 и далее быстро сокращалось в 1990-ых гг., после чего ситуация стабилизировалась. Последний раз относительно комфортную разницу Россия имела в 2012 году - 2.2:1, а в дальнейшем на фоне санкций, экономического торможения в России, ошибок экономической политики, демографической депрессии России, а также на фоне достаточно впечатляющего экономического роста Турции, соотношение ухудшилось до 1.4:1, т.е. сейчас Россия опережает лишь на 40% Турцию, причем по населению - на 70%, поскольку подушевой ВВП Турции (по паритету цен) уже превышает российский. Также отметим, что турецкий экономический рост был достигнут благодаря ряду факторов, среди которых нельзя не отметить политику самого Эрдогана и его партии, а также географическое положение Турции, доступ к западным рынкам и технологиям, таким образом, по сути Турция стала региональной державой благодаря союзу с Западом, но уже получив все это, Эрдоган пытается бросить Западу вызов. При этом, нет никаких оснований предполагать, что в связи с этим он станет союзником Москвы. По-прежнему Турция будет распространять свое влияние как на тюркоязычные регионы России, так и на постсоветское пространство (можно вспомнить, как в 2022 году Турция хотела отправить войска по линии ОТГ в Казахстан, но Россия сыграла на упреждение).

***

Подытожив вышесказанное, отмечу, что описываемое изменение тенденций является не только следствием общей конъюннктуры и длинных исторических трендов, но и демонстрирует различие во взглядах турецкой и российской элиты. Турецкая элита после Первой мировой войны испытала серьезнейший стресс и получила урок "по одежде протягивать ножки", поэтому на протяжение целого века наращивала свои мускулы (ресурсные возможности Турции), и только получив заметный результат, стала демонстрировать большие геополитические амбиции. Умеренность амбиций на протяжении длительного периода и позволила Турции так вырасти. Но при этом, умерение амбиций в Турции не приводило к обратному ходу маятника, так чтобы к власти пришли силы, представляющие антиэлиту и демонтирующие национальный проект.

В России ситуация была другой - преемственность элиты очень условная, и видение отдельных элитных групп не превращается в общегосударственный консенсус. Поэтому, каждый раз политика изменяется очень сильно. Но любая российская элита исходила из того, что демонстрация геополитических амбиций - это вопрос ее выбора; российские элиты не считали себя проигравшими после войн, в том числе, Холодной войны, и осознание исторических трендов там было совсем другим, потери считались допустимыми и обратимыми, а масштаб замыслов был гораздо выше. Российская элита в своем восприятии по-прежнему борется за мировое господство, и сама эта борьба выглядит важнее ресурсного обеспечения. И это (по сути, низкое качество российской элиты) является главной причиной относительного движения Турции вперед, поскольку, опять же, речь идет в большей степени об уменьшении российского влияния, чем о росте турецкого. В качестве бонуса, можно взглянуть на исторические тренды соотношения национальной мощи Турции и России за последние 200 лет.

См. также: Эволюция великих и региональных держав в XIX-XX веках – количественный подход (25 января 2019).

***

В этой связи интересно и то, как оценивается российская военная мощь. Существует рейтинг Global Firepower, в котором оценивается огневая мощь армий мира. В частности, США занимают первое место, Россия второе, Китай - третье. Чем ниже значение огневой мощи, тем лучше. Так вот, даже по сравнению с 2022 годом, относительное отставание Турции от лидеров рейтинга, в т.ч. России, заметно сократилось.

Сравнение рейтингов - ниже (слева 2022, составленный по данным за 2021 год, справа - 2023, по данным за 2022 соответственно). Топ - 15 на картинке ниже, топ-25 можно открыть по ссылке.