Скачки на валютном рынке Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

В последние дни на валютном рынке Армении имела место паника. Если на протяжении почти всего 2023 года, стабильным курсом армянского драма было 386 драм за доллар, то 3 октября драм торговался в коридоре 420-450 на валютном рынке. Центральный Банк же 4 октября сам отреагировал на сложившуюся ситуацию, повысив курс до 429 драм за доллар.

На графике выше представлена динамика официального курса валют. Как мы видим, драм практически синхронизирован с долларом, а курс остальных валют рассчитывается через соотношение их с долларом в текущий момент. Такая политика проводится ЦБ Армении с самого начала, и в ней есть смысл, поскольку более сложные расчеты будут приводить к росту валютных спекуляций. В то же время, синхронизация драма с долларом, а также политика «дорогого драма», которую проводит армянский ЦБ, убыточна для местных производителей и экспортеров и выгодна импортерам, но учитывая силу импортного лобби в Армении, это неудивительно.

Рассмотрим теперь нынешние события. Скачок произошел после азербайджанской агрессии против Арцаха. Люди начали снимать деньги со счетов до востребования и разменивать их на доллары, выводить депозиты из страны, и просто менять наличные драмы на валюту. То есть, имела место паника. В данной ситуации Центробанк должен был оперативно отреагировать, чтобы эту паническую волну сбить.

Фундаментальных причин для падения курса драма нет. Платежный баланс не изменился за две недели, новых внешних долгов страна не брала, а баланс расходов бюджета тоже не изменился, несмотря на приток беженцев из Арцаха. Таким образом, изменение курса в чистом виде следствие паники. Паника имела двойственную природу – во-первых, военно-политические риски, связанные с азербайджанским нападением и его социально-экономическими последствиями, а во-вторых, последствия от ратификации Римского статута.

За две недели – начиная с 19 сентября на рынке валюты Армении возник избыточный спрос на примерно 150 млн долл., т.к. нормальный спрос валюты на рынке составляет около 15 млн долл. в неделю, а сейчас было куплено 178 млн долл. за две недели.

Изначально, на панику отреагировали организации, работающие с валютой – банки и валютные киоски, временно приостановившие торговлю. В дальнейшем мы уже увидели синхронизацию их работы, когда все выставили один и тот же курс, что скорее всего, свидетельствует о директиве ЦБ, а уже днем 4 октября направление курса драма резко развернулось, когда произошла относительная стабилизация продажи доллара за 417-420 драм. Скорее всего, курс в итоге стабилизируется в коридоре 395-415, но вряд ли вернется к значению в 386.

Было бы наивным ожидать, что уничтожение исторического армянского края Арцах могло пройти без экономических последствий, и мы увидели только их часть. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос отдельно. При этом, стоит учитывать, что Азербайджан, в свою очередь, от захвата территории Арцаха ничего не выиграл.

При этом, в целом хорошее экономическое положение Армении сохраняется: в августе экономика Армении показала рост более 10%. Это вызвано выросшей ролью Армении как посредника в условиях разрыва международных и региональных экономических связей. Но именно эта роль и является очень уязвимой, особенно в условиях нынешней политической и дипломатической конъюнктуры.