Президент Нагорно-Карабахской республики Араик Арутюнян подал в отставку

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

***

Араик Арутюнян и война

С весны 2020 года, когда Араик Арутюнян был избран президентом, эта фигура была непонятой и трагической для народа Арцаха. Он победил не потому, что народ его поддерживал и любил, а потому что имел поддержку Еревана при Пашиняне, был относительно консенсусной фигурой и для других местных элит, а также из-за благодаря собственным амбициям и борьбе за их реализацию (он вовремя разглядел потенциал в движении Пашиняна и активно помогал ему еще во время «революции» 2018 года).

Араик Арутюнян запомнился пиар-акциями во время азербайджанской агрессии 2020 года (т.и. как 44-дневная война), и стал восприниматься крайне негативно уже после ее окончания, поскольку для большинства армян он также ассоциировался с поражением, как и Пашинян (но в отличие от Пашиняна, медиа-группа Арутюняна была не в состоянии переломить общественное мнение, пусть даже временно).

Сейчас Арутюнян признал «свою долю вины в поражении в войне, но еще раз заверил, что в ходе 44-дневной войны он предпринял все шаги в рамках своих сил и фактических полномочий». Но из этих слов видно, что никакой вины он реально не признает или даже не понимает в чем она. Я же приведу такой пример. Когда бывшие лидеры Армении во время войны предложили ему свою помощь и попросили включить их в процесс проработки решений, он даже отказывался от разговоров, поскольку боялся потерять поддержку Пашиняна.

Неоднократно и в будущем, если вставал выбор между защитой интересов Арцаха или сохранения поддержки нынешнего Еревана, он чаще всего выбирал последнее. Кроме того, и в условиях блокады Араик Арутюнян находил время для того, чтобы заниматься внутренней политикой – арестовывать Виталия Баласаняна, снимать с должности Рубена Варданяна и назначать штраф размером в 1000-2000 минимальных зарплат за клевету.

 

Восприятие Араика Арутюняна в Арцахе

Для большинства арцахцев Арутюнян – всего лишь корыстный олигарх, наложивший лапу на все, что возможно и невозможно в Арцахе, и вывезший оттуда свои капиталы. Однако мне подобный подход кажется упрощением. Олигархи возникли везде на постсоветском пространстве: при переходе от коммунизма к неолиберализму и на фоне слабых институтов это было неизбежно, но Арутюнян занимался не только спекуляциями, как многие из крупных олигархов, но и производством, и довольно успешно. Но он не рассчитал своих сил, и если как премьер-экономист, возможно, он был в состоянии достаточно успешно заниматься управлением, то как президент в кризисной ситуации (которая уже сложилась к 2020 году), он был совершенно никакой, и его трагедия в первую очередь в том, что он этого не смог распознать, не смог обуздать свои амбиции и в выборе между личным и общественным благом выбрал первое.

Разговоры о возможном бегстве Араика Арутюняна из Арцаха усиливались на фоне приобретения им недвижимости в Ереване и Москве, вероятного вывоза капитала, семьи и подготовки альтернативных площадок. Сам Арутюнян заявил, что «не собирается покидать Арцах и будет вовлечен в обеспечение безопасности Арцаха, продолжит нести свою долю ответственности за будущее Арцаха и будет поддерживать действующие власти страны». Время покажет, окажутся ли эти слова правдивыми, но это довольно важный вопрос.

После войны Араик Арутюнян потерял поддержку населения. Невозможно уверенно говорить о реальном уровне поддержки в его отношении, но скорее всего, по косвенным данным, уровень доверия к Арутюняну упал до примерно 45% после войны и 30% к середине 2022 года. Но при этом, согласно общему мнению, в сложившихся условиях, смена власти может спровоцировать Азербайджан на войну, и поэтому Араик Арутюнян должен оставаться президентом сколь угодно долго для поддержания стабильности. В то же время, сам он сразу после войны говорил о готовности покинуть свой пост, либо поделиться властью, но серьезных изменений не произошло.

Заметные изменения произошли уже в начале ноября 2022 года, когда государственным министром Арцаха был назначен Рубен Варданян, опытный бизнесмен, но не очень опытный политический деятель (хотя за прошедший год он очень сильно вырос), а также после 12 декабря, когда Азербайджан перекрыл дорогу в Арцах и тем самым начал активно проводить политику геноцида армянского населения Арцаха. В феврале Варданян был отправлен в отставку; с одной стороны, Варданян придерживался твердой линии и не собирался учитывать мнение Еревана по этому поводу (он избегал конфликтов, но в стратегических вопросах придерживался принципиальной позиции), с другой, у Арутюняна была надежда, что этим шагом он смягчит противоречия с Баку и Азербайджан откроет Бердзорский (Лачинский) коридор. Однако Азербайджан принял эту уступку как должное и продолжил усиливать давление, а с апреля прибег к тотальной блокаде.

После этого власти Арцаха оказались между сциллой и харибдой – невозможность продолжения успешной борьбы за независимость с одной стороны, учитывая предательство Пашиняна – и невозможность уступок в отношении Баку, размер требований которого уже достиг той величины, что Баку хочет судить все мужское население Арцаха. Араик Арутюнян не хотел быть тем, кто пошел бы на неприемлемые уступки в отношении статуса Арцаха (в отличие от Самвела Бабаяна), но он не мог быть тем, кто стал бы с оружием в руках отстаивать противоположную позицию.

Араик Арутюнян исчерпал все возможные опции, исчерпал себя как кризисного менеджера, и по правде говоря, сделал это уже давно. А недавно по требованию из Азербайджана, на короткий срок, была заблокирована страница в фейсбуке Араика Арутюняна, у которого, кстати, подписчиков больше, чем у Алиева. Скорее всего, под конец Арутюнян просто не выдержал давления и решил отказаться от всей ответственности, хотя и не нашел в себе мужества сделать это гораздо раньше, когда еще возможностей для положительных изменений было гораздо больше.

 

Процесс смены власти в Арцахе

В этом всем был упущен геополитический фактор, а он один из ключевых, когда мы говорим о таких конфликтах. Сразу после войны у многих в Арцахе были надежды, что благодаря России удастся компенсировать потери и достичь приемлемого уровня безопасности. На самом деле, это крайне сомнительно, но даже если такие возможности и были, то позиция Еревана, мотивированная сотрудничеством с противниками России, их перечеркнула.

Тем более, что и в самом Степанакерте ситуация неоднозначная. В свое правительство Араик Арутюнян включил Айка Ханумяна, водившего хороводы против российских миротворцев еще в конце 2020 года. Арутюнян довольно лояльно относился к антироссийской пропаганде и после 2020 года. Конечно, поводы для критики России в Арцахе есть. Но возможностей таких нет. И это надо четко понимать.

Давление Азербайджана продолжает усиливаться: теперь устами Хикмета Гаджиева Алиев угрожает физической реализацией геноцида – началом новой войны уже против фактически беззащитного Арцаха. Эти угрозы озвучены самим Алиевым уже неоднократно.

В данных условиях опасаться уже нечего – хуже сделать нельзя. Поэтому вопрос смены власти быстро перешел из стадии «невозможно/не нужно» в «возможно/нужно». Он начался 29 июля 2023 года. Несколькими днями ранее спикер парламента Арцаха Артур Товмасян выразил пораженческую позицию, которая удостоилась поддержки в Азербайджане и осуждения в Арцахе. 29 июля он подал в отставку, а 9 августа спикером парламента был избран представитель Дашнакцутюн Давид Ишханян. Это означает победу принципиальной линии и коллапс пораженчества, но лишь локально.

В то же время, это не решает стратегического вопроса. В долгосрочной перспективе ситуация Арцаха не улучшилась, уровень внешней поддержки не вырос, а смена власти не стала полноценной. Процесс резко ускорился сегодня: Араик Арутюнян объявил о том, что с 1 сентября уйдет в отставку, также в отставку ушел его ставленник государственный министр Гурген Нерсисян. Также в отставку ушел Артак Бегларян, в прошлом госминистр, сегодня – советник госминистра.

Государственным министром был назначен секретарь Совета Безопасности Арцаха Самвел Шахраманян. Он является принципиальным противником капитуляции. Что касается должности президента Арцаха, то новый президент будет избран парламентом в течение недели.

Характерно, что на днях будут переговоры Путина и Эрдогана, где явно будет обсуждаться арцахский вопрос и, возможно, будет решена судьба Арцаха.

 

Грант Микаелян