США: «18 стран, в том числе Армения и Грузия, используются для обхода санкций»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 

Какие страны попали в список обхода санкций?

Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями и Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США недавно опубликовали 10-страничный документ о потенциальном обходе санкций Россией и Беларусью, создании маршрутов реэкспорта продукции, предназначенной для этих стран, но запрещенной к экспорту туда, включая как готовую продукцию, так и сырье или полуфабрикаты.

В этот список вошло 18 стран (хотя оговорено, что список в реальности ими не ограничивается). В документе и во всех медиа-публикациях список приводится в алфавитном порядке, но мы его разорвем и рассмотрим на уровне геополитических групп.

Группа А. Страны Евразийского Союза: Армения, Казахстан, Кыргызстан (два остальных члена и находятся под санкциями). Вдобавок к ней можно причислить Таджикистан и Узбекистан, членов СНГ, имеющих расширенные отношения с Россией в рамках ЕАБР, военного партнерства и др. Учитывая, что между странами ЕАЭС таможенные барьеры или отсутствуют или серьезно сокращены, ожидаемо подпадание этих стран в список.

Группа Б. Страны БРИКС/ШОС: Бразилия, Китай, Индия, Южная Африка. Еще одним членом БРИКС, как известно, является Россия, так что БРИКС в полном составе игнорирует санкции, если верить данной публикации. Стоит отметить, что группа БРИКС сильно пересекается с ШОС (Шанхайской организацией сотрудничества), куда входят также страны Центральной Азии (тоже в списке, см. группу А), и лишь Пакистан отсутствует в американском списке.

Группа В. Международные логистические и технологические узлы: Израиль, Сингапур, Тайвань, Объединенные Арабские Эмираты. Эти страны являются американскими союзниками, особенно, Израиль и Тайваньская провинция, но важнее их позиция, что обуславливает интерес России к ним.

Осталось 5 стран, которые не относятся ни к одной из перечисленных групп: Грузия, Мексика, Никарагуа, Сербия, Турция. 3 из этих стран подали официальные заявки на вступление в Евросоюз, так что также являются западными союзниками (Грузия, Сербия, Турция), а Мексика была также близка к США, но при нынешнем президенте Мексики (Андрес Мануэль Лопес Обрадор) начали проводить противоположную политику. В некотором роде это относится и к трем другим странам – Саакашвили был куда более проамериканским, чем Иванишвили и его партия, нынешнее сербское правительство и президент отметились рядом пророссийских заявлений, а Эрдоган вообще делает что хочет без оглядки на кого-либо и позволяет себе вербально атаковать что Россию, что США, что Китай безо всякого стеснения. Мексика и Турция делали заявления о желании вступать в ШОС или БРИКС. Таким образом, реально есть еще четвертая категория.

Группа Г. Западные союзники, в лояльности которых сомневаются в США: Грузия, Мексика, Сербия, Турция. Из этих четырех наибольшую лояльность все-таки сохраняет Грузия, которая, хотя и отказалась присоединяться к санкциям и продолжает проводить эту линию, декларирует четкий прозападный курс. Но именно с Грузии самый жесткий «спрос», поскольку там западные структуры рассчитывают на наибольший успех и нынешнее правительство рассматривается в качестве препятствия к нему, поэтому Молдове и Украине была предоставлена перспектива членства в ЕС, а Грузии – нет. По крайней мере, пока. Турция ведет себя очень строптиво, торгуется за вступление Финляндии и Швеции в НАТО очень жестко, а Мексика и вовсе дистанцируется от США. Сербия, хотя и имеет отличное от Запада мнение на внешнеполитические вопросы, просто не имеет ресурса как-то всерьез это мнение высказать.

Есть, разумеется, еще ряд групп стран, которые в список не вошли. Очевидно, санкции не соблюдают страны, которые и так находятся под ними: Сирия, Иран, КНДР, Куба, Афганистан, ряд африканских стран и т.д. Страны, которые находятся в процессе интенсивной внутриполитической борьбы между американскими и китайскими клиентами, также не находятся в списке (Шри-Ланка, Пакистан, Мьянма, Филиппины и др.), хотя они тоже вероятные кандидаты на обхождение санкций. Также регулярно звучат обвинения в адрес стран Центральной и Западной Европы, в том числе и из самой Украины, например, в адрес Германии и Франции, а еще в начале боевых действий ГУР Украины рассматривал все три страны Южного Кавказа как маршруты обхода санкций, включая Азербайджан.

 

Обход санкций на практике?

Теперь же рассмотрим вопрос обхода санкций на практике. Начнем с американских подходов. Можно в очередной раз похвалить американцев и то, как они те вопросы, которые их беспокоят, выносят на институциональный уровень и ликвидируют возможность урегулировать такие вопросы на частном уровне. Этому содействует как институциональная состоятельность Штатов, так и их политическая традиция и, не в последнюю очередь, их нацеленность на результат, ради чего производится концентрация ресурсов безо всякой диктатуры. Более того, этот вопрос спущен не только на уровень бюрократии, но и СМИ. Сейчас все западные СМИ активно выискивают информацию о лазейках во всех возможных странах и это тоже по сути является институциональным, пусть и не формальным, механизмом. Подобные системные подходы не любят на постсоветском пространстве, где власти считают это излишне обременяющим для себя действием, связывающим свободу рук и как раз таки предпочитают сохранить на частном уровне принятие решений, а не отдать его бюрократии. Потому получается, что есть сильная личность и слабая бюрократия.

Важный вопрос – а реально ли обходят россияне санкции посредством указанных стран? С одной стороны, глупо было бы ожидать, что россияне отказались бы от всяких попыток избежать влияния санкций на свою экономику и, особенно, технологический сектор. С другой, страны-партнеры оказались в очень неприятной ситуации не по своей воле и не имеют никакого желания в ней участвовать. В частности, власти Армении (на уровне министра экономики Керобяна) и Казахстана делали заявления, что они очень тщательно стараются пройти между Сциллой совместного экономического пространства и Харибдой экономических санкций и, сохранив уровень экономических отношений, избежать подпадания под вторичные санкции со стороны США.

Поэтому никаких видимых проявлений обхода санкций россиянами в Армении нет. Также, как и во всех других странах, в Армении усложнено открытие банковского счета россиянами – его могут открыть резиденты, но не разово приехавшие или даже дистанционно, как было раньше. То есть, те россияне, которые прибыли в Армению и живут в ней, могут пользоваться банковской системой Армении, в том числе для международных транзакций, но только они. См. также: Сколько россиян приехало в Армению? (7 июня 2022).

 

Оценка объема обходных сделок через Армению

Однако представим, что санкции все же обходятся. Тогда тому должны быть какие-то следы. В среднем в 2018-20 гг. на импорт машин, оборудования и транспортных средств приходилось примерно 46%-48% импорта России, а объем этого импорта составлял 110-113 млрд долл. Это означает примерно 9.1-9.4 млрд долл. технико-технологического импорта промышленной продукции в месяц. Для России это довольно значительная сумма, а для Армении это и вовсе была бы колоссальная сумма, учитывая, что Армения в месяц всего импортирует на 500, а экспортирует на 300 млн долл. товаров. А поскольку реэкспорт должен пройти и через импорт, и через экспорт, а экспорт меньше, в особенности, технологический, это очень легко заметить.

Таблица 1. Общий объем экспорта из Армении в Россию. (млн долл.)

 

2018

2019

2020

2021

2022

2022/21

Январь

35.2

31.6

36.2

51.2

68.0

132.8

Февраль

50.4

51.4

59.0

53.8

81.1

150.9

Март

60.6

55.5

48.3

47.7

37.7

78.9

Апрель

47.2

57.7

38.3

70.4

94.7

134.4

Май

44.6

52.9

38.0

68.6

105.7

154.1

Янв.-фев.

85.6

83.1

95.2

105.0

149.2

142.1

Март-май

152.3

166.1

124.5

186.8

238.1

127.5

* По данным Комитета госдоходов Армении и Статистического комитета Армении

Как мы видим, в общем объеме армянского экспорта в Россию никаких аномалий не заметно. Еще до начала российско-украинского кризиса прирост экспорта составил 42% в первые два месяца 2022 года. В марте экспорт просел из-за резкого падения курса рубля, в мае – напротив вырос из-за его столь же резкого укрепления. Поэтому, в общем объеме экспорта невозможно заметить излишков, которые можно было бы списать на обхождение санкций. Взглянем на экспорт по категориям.

Таблица 2. Общий объем экспорта из Армении по группам ТН ВЭД 84-96 (машины, оборудование и механизмы; средства наземного, воздушного и водного транспорта; приборы и аппараты; различные промышленные товары), тыс. долл.

 

2018

2019

2020

2021

2022

Прирост

Экспорт по всем указанным категориям:

… Январь-февраль

17,239

19,364

20,659

11,841

20,446

72.7%

… Январь-май

50,405

55,625

41,869

42,006

79,722

89.8%

… Март-май

33,166

36,261

21,210

30,166

59,276

96.5%

* По данным Комитета госдоходов Армении и Статистического комитета Армении

Итого, мы видим, что в марте-мае есть определенный избыточный рост экспорта по указанным категориям (направление публикуется заметно позже). Если предположить, что весь избыточный рост экспорта (сравнительно с первыми двумя месяцами) ушел в Россию, то это составит почти 7.2 млн долл. за март-май 2022 года. Если же сузить рассматриваемые категории до ТНД 84-90, исключая чисто потребительские товары, то прирост достигнет 9.3 млн долл. за 3 месяца, что и следует рассматривать как избыточный объем реэкспорта. Если же сравнивать с доковидным уровнем (2019 + проекция роста 2020 года), то прирост в 2022 году составил более 20.5 млн. долл., что и следует рассматривать как предельный объем обхода санкций через Армению, хотя, конечно, не факт, что весь дополнительный прирост ушел в Россию и Беларусь и даже если так – был связан с обходом санкций. Учитывая необходимость импорта России по этим категориям, речь идет о покрытии лишь 0.07% потребностей. По взаимной торговле у нас есть лишь данные за период 2018-20 гг., данные за 2021-22 гг. появятся заметно позже.

Таблица 3. Взаимная торговля Армении и России, Армении и Беларуси в высокотехнологичных категориях (ТН ВЭД 84-90*), тыс. долл.

 

Экспорт

Импорт

Товарооборот

Сальдо

Взаимная торговля Армении и России

2018

39,033

164,465

203,498

-125,432

2019

58,906

148,317

207,223

-89,411

2020

46,653

163,381

210,034

-116,728

Взаимная торговля Армении и Беларуси

2018

238

8,842

9,080

-8,604

2019

566

12,942

13,508

-12,376

2020

1,106

23,751

24,857

-22,645

*объем торговли в потребительских товарах (ТН ВЭД 91-96) незначителен. По данным Комитета госдоходов Армении и Статистического комитета Армении

Похожая ситуация и в Грузии, где косвенно измеряемый уровень обхода санкций еще ниже, чем в Армении. Таким образом, даже если Россия и обходит санкции посредством указанных стран, то в случае Армении и Грузии этот оборот является мизерным или отсутствует, а включение этих стран в список скорее отвечает политическим задачам, чем реальной борьбе с уклонением от санкций.

 

Грант Микаелян