Библиография по пост-коронавирусному миру

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сейчас пишется довольно много статей о том, как коронавирус влияет на мир, как повлияет на мир, и как мир будет выходить из этого всего. Я тоже написал об этом: Что поменяет пандемия в мире? (20 апреля 2020). Во многом мое понимание дизайна post-covid мира находится под влиянием других авторов. В чем-то я с ними могу быть и не согласен. Впрочем, авторов и мнений даже среди ведущих политологов и экономистов уже настолько много, что любой желающий найдет более близкую себе точку зрения. Я решил, что читателям есть смысл ознакомиться с этими мнениями.

Многие материалы, на которые я буду ссылаться, на английском, другие – на русском. Некоторые важные англоязычные материалы переведены на русский и перепечатаны в отдельных изданиях. Если такое есть, я буду давать дополнительно ссылку.

В основном взгляды ученых направлены на следующие аспекты: будущее глобализации, ее соотношение с национальными государствами, изменение характера международных отношений (рост искренности, реализма, эгоизма), в противовес часто звучат предложения глобального скоординированного ответа на имеющуюся угрозу, которая одинаково актуальна для всего мира, есть также мнения о том, что нынешний порядок успел порядком обветшать, и кризис дает шанс его пересмотреть, обновить и улучшить. Я разделил статьи на две группы – политика и международные отношения и прочее (в основном экономика). Разумеется, на ситуацию со здравоохранением и вирусологией мы не смотрим, для этого есть куда более профильные специалисты, обладающие соответствующей компетенцией.

 

 Политика и международные отношения

Seven early lessons from the coronavirus (Ivan Krastev, ECFR) – политолог Иван Крастев о том, что этот кризис приведет к: большому правительству (против идеи «ночного сторожа»), усилению наций-государств внутри ЕС, рост доверия к экспертизе, рост авторитаризма, основанного на больших данных, о том что людям надо менять поведение и «паниковать», чтобы предотвратить пандемию, изменение отношения между поколениями, где уже старшее поколение оказывается в уязвимой позиции из-за поведения младших, а также дилемма между экономикой и народным здоровьем. Здесь – в небольших сокращениях на русском.

The Post-Coronavirus World May Be The End Of Globalization (Kenneth Rapoza, Forbes) – о том, как коронавирус может подорвать глобализацию.

Globalization Will Look Very Different After the Coronavirus Pandemic (Richard Fontaine, Foreign Policy) – согласно автору, глобализация достигла пика перед кризисом 2008 года и с тех пор еще не восстановилась. Страны сейчас будут пересматривать свою степень зависимости от других, особенно в таких критических отраслях как лекарства. Это не конец глобализации, но некоторый ее более ограниченный вариант чем то что было в прошлые тридцать лет. При этом очень многие аспекты – торговля, данные и потоки капитала сохранятся, но несколько изменятся тренды, пандемия обозначит не конец эры глобализации, а ее трансформацию.

Коронавирус – это не конец света, это конец целого мира (Ален де Бенуа, Valeurs actuelles/Россия в глобальной политике) – о том, как предположительно заблуждения, существовавшие на протяжении последних десятилетий, подвергаются ударам во время нынешнего кризиса, как элиты переосмысливают свое поведение, как подходы, такие как открытое общество, хомо экономикус и прощание с политикой во время экономики может уйти в прошлое. Автор показывает, как после кризиса 2008-9 все продолжилось как было до того. И потому сейчас потребность в перезагрузке еще выше.

How coronavirus brought realism back (Хамза Карчич) – коронавирусный кризис возвращает реальную политику, отвергнутую на западе в 1990е и 2000е. Безопасность и процветание ЕС позволяли игнорировать реализм, но в последние годы он постепенно возвращался, а сейчас вообще – реванш реализма. (перевод на русский – Россия в глобальной политике).

Халатность глобального масштаба (ТЬЕРРИ ДЕ МОНБРИАЛЬ, Россия в глобальной политике) – о плохом управлении, системном кризисе и долгосрочных последствиях коронавирусного кризиса, а также о кризисе западных институтов.

Цивилизация блефа (Борис Капустин, Россия в глобальной политике) – системная статья о том, что коронавирус вскрыл то, чем цивилизация является, а не то, чем она притворялась.

«Мир будет другим» (Игорь Иванов, Коммерсант) – о размывании угроз, о том что угрозы все чаще гибридны, а в войнах проигрывают уже все. Автор считает, что уже идет борьба за новое мироустройство и важно, чтобы постоянные члены СБ ООН выступили в совместной инициативой, а не спекулировали бы на том, кто виноват, и кто больше выиграет и кто больше проиграет. Перевод на английский – Carnegie Endowment.

How the World Will Look After the Coronavirus Pandemic (12 авторов, Foreign Policy) – прогнозы разных авторов различаются. Есть следующие мнения: мир станет менее открытым, процветающим и свободным; глобализация будет испытывать проблемы, либо сфокусируется вокруг Китая; снижение доходов и повышение стабильности, в т.ч. сокращение цепочек поставок товаров; подрыв стратегии Трампа по противостоянию держав и провал теста на лидерство США; рост числа failed states и др. Перевод на русский – Focus.ua.

Глобальная победа над COVID-19: мы за ценой не постоим? (Андрей Кортунов, РСМД) – необходимо будет выработать параметры успешности в борьбе с коронавирусом, который стал первым по-настоящему цивилизационным вызовом столетия. Ущерб растет, последствия будут долгосрочными, а возможно и переломными, как после чумы XIV века, считает Кортунов.

Бессильна ли дипломатия? (Федор Лукьянов, Коммерсант). Внешняя политика сейчас «на паузе», остановились войны и кризисы, но даже там, где они продолжаются, как в Сирии, внимание к ним уменьшилось. Автор пишет, что при том, что глобальных вызовов сейчас вполне достаточно, но многими из них дипломатия заняться не в состоянии, будет нарастать разрыв между публичной и реальной дипломатией.

The Pandemic Will Accelerate History Rather Than Reshape It (Richard Haass, Foreign Affairs) – Хаас считает, что не будет кардинальных изменений, вызванных коронавирусом, но коронавирус может привести к ускорению тех тенденций, которые и так существовали. Среди них – ускорение снижения роли США, анархизация мира (накопление долгов, экономические проблемы и повышение расходов на здравоохранение государств), и как следствие глобальный беспорядок. Все это автор считает неверным, по его словам, глобализация – уже факт, а борьба с глобальной пандемией тоже должна быть глобальной. Глобальный беспорядок – в видении автора – это распределение власти по большему числу стран и негосударственных акторов, чем когда-либо в прошлом, больше ни одна страна не имеет позиции, которую имели Соединенные Штаты недавно, и даже если Байден победит, США не смогут вернуться к прошлой внешнеполитической стратегии. (есть и перевод на русский).

Как России удержать равновесие в посткризисном биполярном мире (Дмитрий Тренин, МЦ Карнеги) – несмотря на кажущуюся постановку частного вопроса, Тренин пишет о глобальном – об установлении новой биполярной системой, где лидерами будут США и Китай, а значимость суверенитета вырастет, ускоряются существующие тенденции, в которых системе международных отношений нужно будет стремиться к балансу между США и Китаем.

Dealing with China After COVID-19 (Chris Patten, Project Synducate) – автор пишет, что не стоит так наваливаться на Китай, как это делает Трамп сейчас, но Запад все равно должен знать кто виноват в пандемии и оказывать нажим на Китай «когда тот ведет себя неправильно».

The Pandemic Wont Make China the Worlds Leader (Michael Green and Evan S. Medeiros, Foreign Affairs) По мнению авторов, у Китая нет потенциала для глобального лидерства – ни политического, ни экономического. Потенциал есть у США, но они им не пользуются, хотя им необходимо вернуть лидирующую позицию.

After the Coronavirus, the Era of Small Government Will be Over (James Traub, Foreign Policy) – о том, что коронавирус подорвет все разговоры о «малом правительстве» и усилит государства и суверенитет, в том числе приведет к усилению национализма.

The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order (Henry Kissinger, Wall Street Journal). Тезисы Генри Киссинджера: ни одна нация самостоятельно справиться с кризисом не может, поэтому необходимо совместными усилиями бороться с последствиями, которые будут ощущаться еще очень долго: инвестировать в медицину, залечить экономические последствия, вызванные кризисом 2008-9 и коронавирусным кризисом, надо защитить либеральный мировой порядок. Перевод на русский.

The Pandemic Isn’t a Black Swan but a Portent of a More Fragile Global System (Bernard Avishai / Nassim Taleb, The New Yorker) - Насим Талеб утверждает, что пандемия не "черный лебедь", а демонстрация хрупкости мировой системы. Собственно этим он подрывает в том числе собственный термин, который очень часто использовали в последнее время, хотя теперь, когда он сфокусирован на анти-хрупкости, фокус сменился. В любом случае, с юмором и провокацией и все равно интересно.

 

Разное: технологии, экономика и прочее.

Coronavirus Will Change the World Permanently. Heres How. (34 мыслителя из разных сфер, Politico). Основные темы: усиление изоляционизма внешнего; снижение внутренней поляризации; повышение доверия экспертам и усиление науки; рост авторитаризма; рост внимания к здоровому образу жизни; усиление технологического и цифрового сектора; большое государство и доверие институтам, либо напротив политические взрывы; смена правил игры; смена характера выборов в сторону электронного голосования; ограничение массового потребления; усиление внутренних цепочек поставки, производства и стоимости; рост неравенства; поиск общения, либо наоборот избегание его; расширение общественных пространств в т.ч. парков. The Republic (бывший Слон) перевел небольшую часть материала, но она доступна только по подписке. Здесь можно прочесть ее копию.

9 Future Predictions For A Post-Coronavirus World (Bernard Marr, Forbes) – о тенденциях в технологиях: усиление цифровой инфраструктуры, бесконтактные интеракции, большие данные, телемедицина, развитие лекарств с помощью ИИ, онлайн покупки, больше будут полагаться на роботов, электронный спорт.

Coronavirus and the Future of Surveillance (Nicholas Wright, Foreign Affairs) – авторитарные решения по контролю над гражданами (в том числе с использованием искусственного интеллекта) должны получить демократическую альтернативу. При этом, по сути, некоторые авторитарные инструменты демократии тоже будут адаптировать. Вместе с тем, авторитаризм Китая стал одной из причин глобальной вспышки, а значит демократиям есть что сказать и надо продемонстрировать успехи.

Rebooting The Global Economy After Coronavirus: Physical Scarcity To Digital Abundance (Lawrence Wintermeyer, Forbes)

How the World Economy will Look after the Coronavirus Pandemic (12 авторов, Foreign Policy) – необходимо сбалансировать глобализацию и самообеспечение (Стиглиц); экономика и так была в плохом состоянии до пандемии и пандемия ухудшила ее состояние; характер экономики изменится; потерянные рабочие места не будут восстановлены и др.

The Real Pandemic Danger Is Social Collapse (Branko Milanovic, Foreign Affairs) – исследователь неравенства Миланович говорит о том, что нынешний кризис приводит к шоку предложения и спроса – закрываются компании, беднеют люди. Мир ожидает возвращение к экономике самообеспечения, противоположное глобализации. Если кризис продлится до 1 года, то мир вернется к глобализации, хотя, возможно, ее несколько пересмотрит, если же дольше – то глобализация начнет рушиться, появятся выгодоприобретатели нового порядка и ограничений свободного движения людей, товаров и капитала. В нынешнем кризисе узкая специализация делает людей более уязвимыми. (перевод на русский)

Pandemics Depress the Economy, Public Health Interventions Do Not: Evidence from the 1918 Flu (Correia FRS; Luck, FRB NY; Verner, MIT) – опыт пандемии испанского гриппа 1918 года показывает, что не карантин, а именно пандемия подрывает экономику. В результате, те, кто раньше вводят карантин, быстрее из него выходят, имеют меньше жертв и быстрее восстанавливаются экономически.

Мир после пандемии (Александр Аузан, видео) – происходит тренд отлива глобализации, страны спасаются по отдельности. Цифровизация несет угрозу приватности, Китай реализует модель цифрового тоталитаризма.

Economics in the Time of COVID-19 (Richard Baldwin, Beatrice Weder di Mauro и другие, VoxEU) – целый сборник статей, где анализируются дебаты о необходимости карантина и о его экономических последствиях.

Mitigating the COVID Economic Crisis: Act Fast and Do Whatever It Takes (Richard Baldwin, Beatrice Weder di Mauro и другие, VoxEU) – следующий выпуск

Covid Economics: Vetted and Real-Time Papers (Center for Economic Policy Research) – еще один сборник разных авторов о путях спасения экономики и о том, каким должен быть карантин