Политическая ситуация в Армении накануне парламентских выборов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В последнее время произошло очень многое. Я, наверное, даже не вспомню обо всем. По ряду причин не было возможности регулярно сообщать, но тем важнее, думаю, обобщение. Обобщение это будет больше фактологическим, чем аналитическим, чтобы как-то систематизировать произошедшее. Я не верю в плохие приметы, но все же слишком негативный фон у всего происходящего и в этом контексте особенно примечательна катастрофа армянского самолета Су-25 вчера, в результате которой погибли два опытных летчика. Фон, как я уже сказал, очень негативный, представлю все, что происходит очень кратко.
А. Скандалы вокруг Пашиняна
Одно из них – это публичный спор между пресс-секретарями руководств Армении и России. Ушаков сказал, что Пашинян был инициатором отложить заседание ОДКБ, на это Арман Егоян ответил, что «все было, как сказал Пашинян», на что потом Захарова ответила, что такая позиция руководства Армении вызывает сожаление.
Другое – публичный спор между Пашиняном и военно-политическим руководством НКР. Пресс-секретарь Бако Саакяна раскритиковал позицию Сасуна Микаеляна и нынешних властей Армении, в ответ Пашинян пригрозил серьезным разговором, после чего был ряд непубличных действий, но больше на публику это не выходило.
Еще одно – публичный спор между Давидом Шахназаряном, бывшим членом АОД и теперь выступающим от РПА. Шахназарян заявил, что новое руководство проваливает дипломатический процесс посредством Минской группы и своим перемирием позволило Азербайджану выстроить инженерные сооружения в Нахиджеване и вокруг НКР. В ответ Пашинян заявил, что СНБ должна заинтересоваться людьми, делающими такие заявления, и СНБ заинтересовалась, буквально сразу же с Шахназаряном связались, а сегодня его приглашали в СНБ, вместо чего он устроил пресс-конференцию.
Наконец, еще один скандал – сегодня была опубликована еще одна запись прослушки, сделанная тогда же, в августе, когда были арестованы Хачатуров и Кочарян. Но на этот раз на записи есть сам Пашинян. Он, очевидно, является инициатором дел, поскольку Ванецян отчитывается ему, но в то же время, на записях в содержательного мало, кроме того, что Ванецян сообщал неоднократно, что Россия недовольна, и это не было услышано.
Б. Предвыборная ситуация
На мой взгляд, рейтинг Никола Пашиняна сегодня невероятно высок и он вновь возобновил рост. Оценочно, на глазок, рейтинг Пашиняна сегодня между 80% и 85%. Со мной не все согласны, но у нас скоро будет две возможности это проверить, завтра-послезавтра будут опубликованы результаты последнего предвыборного соцопроса, а еще через пару дней – будут сами выборы. Жесткая избирательная кампания в стиле Пашиняна приносит ему дивиденды, благодаря чему избиратели вновь поддерживают его, это чувствуется, по крайней мере в соцсетях, но и не только.
Данная кампания отличается несколькими обстоятельствами. Во-первых, она очень короткая – официально всего 12 дней. Два субъекта нарушили это правило и вступили в борьбу раньше времени – это блок «Мой Шаг» и РПА. Эти же два субъекта по сути имеют избирательную повестку, у остальных ее нет. Во-вторых, настолько обостренной кампании как минимум давно не было. Ставки высоки, одни обвиняют других в предательстве, другие угрожают посадить в тюрьму, уложить на асфальт и так далее, в общем очень тяжелый фон от этой кампании. В-третьих, давно не припомню такого количества спойлеров. «Национальный прогресс», «Гражданский выбор», «Христианские демократы», все это партии, не имеющие шансов даже на 0.1%, и в этом смысле имеющие очень неясные мотивы участия в выборах. В-четвертых, такого количества дебатов не было никогда. Как правило, перед выборами в Армении были заочные споры, и то не очень много. Один раз, в 2003 году, перед президентскими выборами состоялись дебаты между Кочаряном и Демирчяном. Сейчас же состоялась целая серия дебатов – запомнились в основном дебаты между представителями блока «Мой Шаг» и РПА, где как правило вторые побеждали. Наконец, сейчас идут дебаты между лидерами блоков. На этих дебатах победил Виген Саргсян, представитель РПА. Никол Пашинян выступил неплохо. Также умеренно выступили Гагик Царукян (Процветающая Армения), Армен Рустамян (АРФД), Эдмон Марукян (Светлая Армения). Остальных рассматривать всерьез сложно, но нужно отметить, что очень плохо выступал Варужан Аветисян от «Сасна Црер». В-четвертых, фоном предвыборной кампании стали пиар-мероприятия новой власти по задержанию тех или иных деятелей, в том числе провальная инициатива по лишению депутата Арама Арутюняна депутатской неприкосновенности – это было запланировано еще 4 месяца назад, но подождать еще две недели никто не захотел. Также, возобновлено дело Кочаряна и был ряд других, менее значимых дел, в том числе экономиста и чиновника Ашота Маркосяна. Также Пашинян объявил о том, что Манвел Григорян вернет какую-то собственность, также Сашик Саргсян выплатит 30 млн долл. бюджету. Хотя с другой стороны подтверждения не было. В-пятых, рекламное присутствие блока «Мой Шаг» по стране более чем очевидно. Плакатов, изображающих тех или иных рейтинговых кандидатов, очень много, возможно в десять и более раз больше, чем остальных вместе взятых. В-шестых, РПА сообщает о давлении на своих представителей, отдельных претендентов на вхождение в парламент приглашали для собеседования в службу национальной безопасности. Такого, по меньшей мере, не было десять лет, которые я знаю довольно хорошо.
Итак, суммируя, революционная повестка не исчезла и жесткое противостояние все еще продолжается и риск роста нарушений права растет, в то же время медиа пространство Армении остается разнообразным и на нем присутствуют как поддерживающие Пашиняна СМИ, так и его оппоненты.
В. Армения после выборов
Многие ожидают, что же произойдет после выборов. Мне также задавали этот вопрос, хотя ответить на него целостно практически невозможно. Я пойду по пунктам.
1. Экономика. В сфере экономики ситуация должна стабилизироваться и Пашинян получит возможность доказать на практике, что он способен привлекать инвестиции, причем не только те, которые были запланированы еще прошлой властью. Критика его правительства в том, что во втором и третьем квартале 2018 года приток инвестиций упал, не вполне обоснована, но уже в первом квартале 2019 года инвесторы покажут, доверяют ли они новому дизайну политической системы. Большие вопросы относительно темпов роста на следующий год – они могут оказаться низкими – вплоть до 2%, хотя не исключено и что год будет удачным.
2. Внутренняя политика. Сейчас за исключением мелочей вопрос о том, как будет выглядеть новый парламент, можно считать решенным. С большой вероятностью, будет впоследствии инициирован процесс изменения конституции, возвращения к полупрезидентской модели. Еще один вопрос – лояльность премьеру той сборной солянки, которая войдет в парламент под брендом его блока в случае стрессовых ситуаций.
3. Внешняя политика. Вскоре следует ожидать ряда негативных развитий. Вполне возможно, что будет официально признано, что Армения теряет должность генсека ОДКБ. Будет сильное давление на новые власти по принуждению их к капитуляции, с одной стороны от Запада – такова консолидированная позиция внешних игроков, с другой – от Азербайджана. Сделать что-то будет очень сложно, причем новое правительство может оказаться заложником в этой ситуации.
4. Социальная сфера. Новое правительство солгало о том, что в Армении не пройдет форум ЛГБТ, напротив, он был перенесен на период сразу после выборов и туда планируется нагнать госслужащих. Выяснилось, что один из лидеров «Гражданского договора» Ален Симонян является сторонником легализации марихуаны, проституции, гомосексуальных браков и отмены призыва. Также, следует ожидать роста социального расслоения в виду внедрения новой налоговой системы, возможных массовых сокращений и сокращения социальных выплат.
Общий фон
По правде говоря, позитивных ожиданий от новой власти сегодня особо уже нет, многие кадры доказали свою профнепригодность, не говоря уже о том, что за последние месяцы уже было несколько, пусть и не очень значительных, но коррупционных скандалов – по тендерам с Акопом Аршакяном (минтранс) и Тиграном Авиняном (вицепремьер), Гегам Геворкян (минсельхоз), админресурс, подкупы избирателей – Сасун Микаелян и его сын в Раздане, полная поддержка новой власти со стороны ряда олигархов раньше поддерживавших Сержа Саргсяна, в том числе Самвела Алексаняна, а также совершенно неподобающий зарплатам уровень жизни многих новых чиновников.
Как я уже сказал, негативный контекст сложился во внешнеполитической и военно-стратегической сфере. Единственный способ избежать этого – усиливать координацию в армии и повышать ее эффективность, а также перестать позволять Азербайджану усиливать группировку на линии разграничения. Также, нужно стабилизировать отношения с партнерами в России.
Наконец, разочарование широких народных масс, которое предрекают уже многие в экспертном и журналистском сообществе, в новом правительстве, будет тем более неизбежным, чем более высокий процент получит Никол Пашинян. Если сказать совсем грубо, то любой процент, полученный им сверх 66%, будет работать против него же в скором будущем. Механизмы этого можно будет объяснить в будущем, но пока ограничусь констатацией факта. Далее, по падению рейтинга, горизонт планирования простых граждан – порядка 3-5 лет, но это при хорошей экономической и политической ситуации, в противном случае нужно говорить о 2-3 годах. Из них полгода уже прошло. Оправдать все ожидания очень сложно, но власти нужно оправдать хотя бы какие-то ожидания, потому что чрезмерная зависимость всей системы власти от личности Пашиняна, а также, чрезмерное вовлечение самого Пашиняна в судебные дела и во внутреннюю политику не позволяют наладить эффективное управление и огромная часть дел проседает по срокам. Уже к концу 2019 года общество начнет задавать Пашиняну некоторые вопросы, и ему нужно думать о том, какие ответы дать. И эти ответы должны быть в первую очередь во внешнеполитической стабильности и экономическом развитии.