Почему сторонники Саакашвили ненавидят Зурабишвили - и почему она не фокусируется на российской оккупации?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сейчас в связи с президентскими выборами в Грузии, я решил порассуждать на тему того, как кандидат на президентство со стороны власти Саломе Зурабишвили отзывалась об августовской войне 2008 года. И если учитывать, что ее главным конкурентом является представитель Саакашвили Григол Вашадзе, то этот момент играет большую роль. Также, учитывая, что президентский пост в ближайшие пять лет не будет иметь большого значения, эти выборы имеют символическую роль, а не практическую. Публикую этот текст до первых экзит-полов и после закрытия участков голосования.
Бергман в прошлом часто обращался к проблемам взаимоотношения Грузии с ее бывшими автономиями, с Россией и я в основном согласен с ним. К сожалению, в Грузии это очень редкий взгляд на ситуацию. В то же время, я бы хотел посмотреть на это чуть-чуть с другой стороны - то есть с позиции исторического опыта.
Саломе Зурабишвили ненавидят "мишисты" (Единое национальное движение) за то, что она говорила о вине Грузии в развязывании войны 2008 года. Это понятно - она подвергает критике сами основы государственной политики того времени. В принципе по тем же причинам ее ненавидят и бывшие "мишисты" (Европейская Грузия) - если сейчас их пути в определенной степени разошлись, то в прошлом, о котором говорит Зурабишвили, они были вместе. Также Зурабишвили ненавидят многие националисты и часть духовенства. Их противостояние с ней не имеет практической стороны - они не принимают ее идеи о присутствии грузинской вины в происшедшем 10 лет назад, что тоже понятно, особенно в условиях, когда отношение к России достигло низшей точки за все последние годы.
Скриншот из интервью на Табула ТВ
Но то, чего не понимают противники Зурабишвили, а также те, кто называют последствия конфликтов на территории Грузии исключительно оккупацией, так это то, что она предлагает вынести уроки из истории. Но как можно получить уроки из истории, если считать, что все было сделано правильно (или пассивный вариант – не было других возможностей). Чтобы вынести уроки из истории, нужно сначала понять две вещи:
- "Мы" тоже могли ошибаться и в любом случае какие-то ошибки допустили.
- "мы" не можем изменить поведение другой стороны/противника. Возможно изменить только собственное поведение.
Исходя из этих двух предпосылок, можно анализировать, что Грузия сделала так, а что не так 10 лет назад. Я писал свое мнение об этом: Августовская война. Несколько (полу)риторических вопросов через 10 лет . Критики Зурабишвили могут возразить – она пропагандирует точку зрения России, встает на сторону России, а если все грузины будут думать так, как считает Россия, то Грузия проиграет. В действительности, это не так. Грузины не будут думать так как думает Россия даже если они примут точку зрения Зурабишвили. Наоборот, грузины получат шанс исправить свою ошибку. Или по крайней мере, свою часть той ошибки, которая произошла в 2008 году. Какова грузинская «доля» в этой ошибке в данном случае не имеет значения. В конце концов, даже если считать, что Россия оккупант и агрессор, нельзя не понимать, что Грузия все равно могла повести себя иначе, чем повела. Пропагандистские войны важны как правило для пропагандистов, тогда как реальное общественное мнение, а тем более ситуация «на земле» менее подвержена таким колебаниям. В то же время, не попытавшись переосмыслить отношения с Россией, Грузия рискует остаться в том же режиме и прийти к такому же конфликту в будущем. Наоборот, отношения с Россией можно обратить на пользу, если не концентрироваться на конфликтной стороне проблемы, возможно добиться улучшения и в экономике и, в конечном счете, вокруг ситуации с непризнанными регионами.
Подход, согласно которому «сначала конфликты, потом переговоры по всем остальным вопросам» не работает и не сработает ни в каком случае. Какой же тогда есть смысл увязать в противостоянии с Россией? Какую уступку России делает Грузия, если будет вести с ней предметные переговоры и не концентрироваться только на конфликте? Судя по степени заинтересованности России, там это уступкой не считают.
Наконец, кто-то может сказать, что в принципе, конечно, свои ошибки пересмотреть надо, но если делать это односторонне, то это приведет к поражению как минимум в информационной войне, тогда как Россия свои ошибки пересматривать не собирается. Думаю, так думать тоже ошибочно. Россия тоже должна понять, в чем ее ошибки, но если она этого не сделает, если не будет открытой дискуссии и если не будет сделано выводов относительно отношений России и Грузии и не только, то Россия будет обречена повторить свои ошибки, причем не с Грузией. Так она станет лишь слабее, тогда как сделавшая выводы Грузия окажется в ситуации, когда она ведет более продуманную политику и станет сильнее.