Выборы в Турции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Турции прошли общие выборы, которые, несмотря на ряд проблем, все еще остаются конкурентными. И поэтому все еще привлекают внимание и интерес. По предварительным результатам (подсчет на 3 часа ночи включает в себя результаты с 98% участков), Эрдоган победил с существенным отрывом и победил в первом же туре.

Вряд ли эти выборы будут признаны демократическими. С одной стороны, Эрдоган пользуется поддержкой глубинки. Поэтому сказать, что он просто себе приписал победу невозможно. С другой стороны, если есть конкуренция, то важен каждый процент, а поскольку у Эрдогана едва больше 52%, эта победа будет оспариваться. И для этого есть все основания. Во-первых, выборы происходят в условиях не отмененного чрезвычайного положения. В то же время, выборы перенесены на полтора года вперед – нонсенс. Также, они происходят на фоне сравнительно недавно завершенной военной операции по захвату территории северо-западной Сирии. Во-вторых, отсутствует свобода прессы. Еще несколько лет назад началась борьба с медиа-холдингом «Доган», десятки журналистов сидят в тюрьмах, по этому показателю Турция на первом месте в мире и обгоняет даже Иран и Китай. В-третьих, все больше избирательных махинаций и манипуляций применяется на этих выборах, включая, к примеру, допуск подсчета бюллетеней без печати. В-четвертых, кандидаты в неравных условиях – у одних есть доступ лишь к интернет-ресурсам, другие подвергаются разгромной критике на мейнстримных СМИ, а Демирташ и вовсе сидит в тюрьме. В-пятых, сообщений о махинациях все больше. Разумеется, еще много чему могут учиться турки, учитывая опыт некоторых постсоветских стран, но в условиях, когда основной кандидат с трудом набирает 50%+, эта победа будет восприниматься как нелегитимная.

Что касается результатов, то конечно Эрдоган надолго похоронит все следы демократии в Турции. С точки зрения внешних наблюдателей, в частности, Армении, особой разницы между кандидатами нет. Помимо прокурдской партии (HDP), турецкое политическое поле состоит из националистов (CHP), крайних националистов (MHP, IYI) и националистов-исламистов (AKP). То есть, хорошим партнером для переговоров не станет ни одна из партий, даже если бы это был не Эрдоган.

Однако победил Эрдоган и учитывая все меньшую легитимность его победы, скорее всего, в некоторой временной перспективе мы увидим новые акции протеста, новые серии закручивания гаек, углубление внутреннего противостояния и даже возможно новые вооруженные конфликты на внешнем контуре. Хорошо, что Эрдоган не додумался дать сигнал Алиеву, чтобы тот устроил провокацию на границе с Арменией или НКР. Однако пока еще Эрдоган не задавил сирийских и иракских курдов и не залез в Алеппо и Мосул, он не будет считать вопрос конфликта в Сирии и Ираке завершенным для себя и вполне может активировтаь военные действия в удобный для себя момент.

Наконец, краткий комментарий по самим результатам. Если смотреть на результаты зарубежных участков, то можно уверенно говорить, что за рубежом голосуют – почти 500 тысяч голосов. Также, следует отметить, что за рубежом на этот раз голосовали меньше за партию Эрдогана и больше за курдов. Курды победили в Японии, Ираке, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Италии, Великобритании и были близки к победе в Греции. Эрдоган получил 59.8% голосов избирателей при поддержке «серых волков», а партия Эрдогана получила 50.7% за рубежом при 16.3% за курдов. Высокие проценты партия Эрдогана «Справедливости и развития» получила в Германии и Нидерландах, но ниже, чем в прошлый раз.

Что касается внутреннего турецкого расклада, то Эрдоган «наступает» на курдские регионы и получил больше во всех из них. Это характериует ситуацию, которую создал Эрдоган после провальных выборов 3-летней давности. Особенно интересен результат соседнего с Арменией Игдыра, который входил в Карсскую область Российской империи и позже ДРА и находится на восточной части Араратской долины. В Игдыре 44% проголосовали за курдскую партию, а почти 31% за разные версии «Серых волков». Эрдоган занял третье место. Все это говорит о серьезном конфликте как внутри общества в Игдыре, так и конфликтном отношении населения к Армении. Еще на ноябрьских выборах 2015 года курдская партия получила 52% в Игдыре. Также курды проиграли Карс и Битлис и не только.

«Классическая карта» прилагается. Эрдоган расширил доминирование на некоторые восточные и западные илы, где живет культурно отличающееся население. Однако ему неплохо бы помнить, что даже перейдя границу в 50%, остается огромное число людей, которые против него – и вести пропаганду только рассчитанную только на «свою» половину населения, это не будет эффективно и будет чревато противостоянием в стране. Ведь его собственную партию, без "Серых волков" и даже со всеми существующими приписками и голосами без штампов, поддержало 42.5% избирателей.