Террористическая угроза на Кавказе - доклад
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня вышел доклад Андрея Казанцева и Леонида Гусева касательно угроз религиозного экстремизма на постсоветском пространстве.
Краткое содержание доклада в том, что касается Южного Кавказа.
Азербайджан
Согласно докладу, на Ближний Восток уехало воевать от 100 до 200 человек из Азербайджана. Оценки от 300 до 700 названы алармистскими. Приводится цитата Юнусова, согласно которой радикалы из Азербайджана воюют в Сирии в трех организациях - Jaish al-Muhajireen wal-Ansar (Армия мухаджиров и партизан), Jabhat an-Nusra (Фронт взаимопомощи), Ahrar al-Sham al-Islamiyya (Исламское движение свободных людей Леванта). По мнению Хикмета Гаджизаде, в Азербайджане салафизм исповедует около 50 тысяч человек, но лишь малая часть - 100 человек, могут быть связаны с террористическими группами.
Приход исламистских групп в Азербайджан Юнус связывает с двумя факторами - сначала - карабахской войной, в ходе которой против армян воевали представители международных радикальных групп, позже - активизацией исламского движения на Северном Кавказе. Среди основных групп, оперировавших в самом Азербайджане называлась Джейшуллах, Хизб-ут Тахрир, Лесные братья, которые были разгромлены азербайджанскими силовиками в сотрудничестве со спецслужбами США, Израиля и России. С 2013 года подход азербайджанских силовиков стал больше походить на подход российских, что включало физическую ликвидацию выявленных террористов и экстремистов.
Грузия
По мнению авторов доклада, в Грузии угроза со стороны исламского терроризма локализована в Панкисском ущелье. Изначально ситуация там была взаимосвязана с ситуацией в Чечне, в Грузию регулярно переходил Руслан Гелаев со своими бойцами. Однако после относительной стабилизации в Чечне, стабилизации в Панкиси не последовало. Указывается на то, что Тархан Батирашвили происходил из Панкисского ущелья. По оценкам авторов, от 50 до 100 бойцов ИГ, воюющих в Сирии, происходит из Грузии. Также, они считают, что потенциал терроризма в Грузии напрямую связан с ситуацией в Панкисском ущелье, а степень контроля грузинских силовиков там достаточно высокая.
***
Рецензия
Должен поблагодарить авторов за попытку комплексного подхода к проблеме и минимальный уровень обобщений, к чему они намеренно прибегли в своем докладе. Это действительно важно, поскольку позволяет избежать стереотипного подхода в описании проблемы. Однако у доклада есть ряд недочетов. Судя по всему, сведения, приведенные в докладе сильно устаревшие, а также недооценивают степень проникновения радикальных идей на Южный Кавказ. Так, бойцы Джайш Ал-Мухаджирин давно включились в ИГ, а количество бойцов, выходцев из Кавказа выросло в разы.
Доклад The Caliphate’s Global Workforce, подготовленный антитеррористическим центром Вестпойнта, приводит статистику по примерно 4000 бойцов Исламского государства, архив регистрационных данных которых оказался в руках американских спецслужб.
Из общего числа лиц, чье гражданство известно (порядка 3000), 107 были гражданами Азербайджана (стр. 9)*. В сентябре Мадат Гулиев, глава службы госбезопасности, оценил число вовлеченных в ИГ граждан Азербайджана в 900 и более, а 300 и более, по его оценке, погибли в войне. А в ноябре иракские власти объявили о том, что задержали 200 азербайджанских членов ИГ и членов их семей в Мосуле.
Наконец тот же Юнусов еще в 2014 г. говорил о том, что азербайджанцы воюют и на стороне Хизболлы. На сайте ВВС появилась статья о том, как "укрощали" поселок Нардаран на протяжении последних двух лет. Таким образом, в Азербайджане существуют не только проявления суннитского исламизма.
На сайте американского посольства в Азербайджане опубликована часть доклада о международном терроризме за 2016 год, касающаяся Азербайджана и там довольно подробно показаны детали борьбы азербайджанских силовиков с террористическим подпольем.
*Интересно, что в той же таблице был один гражданин Армении и двое граждан Грузии.
По мнению грузинского специалиста Руслана Барамидзе, представители грузинской исламской общины, в особенности жители Панкисского ущелья, почувствовали привлекательность идеи Исламского государства, к которому они могли бы испытывать сопричастность, поскольку в Грузии им найти себя было сложно из-за конфликта идентичности. То, что известно по ситуации в Панкисском ущелье не вселяет уверенности в контроле Грузии над ситуацией. Инцидент в Лопота 5 лет назад и в Тбилиси менее месяца назад также указывают на то, что ситуация нестабильна. Общее число бойцов ИГ - выходцев из Грузии оценивается в 60-180, из них 29 погибли в 2012-2016 гг. Из 29, 24 были выходцами из Панкиси, 1 из Кахетии, 1 из Гурии, 1 из Аджарии и двое из Гардабани (там же).