Как ашыг Йоска поднял Сарыбаш на войну с Илису

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Я в детстве не был склонен слушать народную музыку, любую. Увлекался сначала роком, потом переросло в джаз-рок и чистый джаз. Азербайджанский фолк стал понимать в зрелом возрасте, но до сих пор нейтрален к пению ашыгов.   Сейчас поющие мужчины с сазом на груди у меня ассоциируются с советскими ашыгами, воспевавшими колхозы и социализм. Особенно они были мне противны тем, что на сцену выходили в форме НКВД – сапоги,  штаны-галифе,  френч или военная рубаха подпоясанная ремнем.  А сопровождавшие пение ашыгов зурначи и нагарачи (исполнители на дудке-зурне и барабане-нагара) одевались в строгие костюмы, как генеральные секретари КПСС.  Короче, искусство ашыгов вызывает во мне чувство легкого отвращения, основанного на осознании крупной фальшивости.

В летних ресторанах Илису обитают народные музыканты, среди них есть ашыг и гармонист. Несколько лет одни и те же. Они бесцеремонно подходят к сидящим за столами клиентам и, как мексиканские гитаристы,  громко играют над головой отдыхающих, вымогая деньги. Одним посетителям это нравится и они заказывают музыкантам петь еще, другие как я  делают вид,  что не замечают попрошайку, чтобы он быстрее понял свою ненужность, и испарился.

В последнее заседание илисуинских политологов, проведенное в летнем илисуинском ресторане,  нас посетил ашыг Юсиф,  переименованным нашим кругом в "Йоска". Он собрался петь что-то из своего ассортимента, как один из  политологов спросил, знает ли он песню про Илису. Ашыг Йоска ответил – «нет». Эксперт возмутился: как  так, ты много лет  поешь, зарабатываешь в Илису, а про наше село песню не знаешь?  Ашыг предложил исполнить альтернативу - песню про соседнее село Сарыбаш. Славная деревня почти на границе с Россией, я рассказывал о нашем путешествии в Салыбаш в прошлые годы – здесь.

60 фотографий о возрождающемся пограничном селе Сарыбаш

Село красивое с добрыми жителями. А  песня туфтовая, вообще не музыка, а треньканье на основе понижающейся модуляции с примитивными словами из  тех, что слушают водители маршруток, доводя пассажиров до умопомешательства. 

Песня про другое село нас  не заинтересовала, и мы дружно предложили певцу исполнить про Сарыбаш, но поменять в песне названия сел,  чтобы звучало «Илису».  Ашыг Йоска немного подумал, расположив в уме название нашего села в словах про Сарыбаш, и запел:  «на на най на на на най на на на най ай Илису, на на най на на на най на на на найна ай Илису...."

Наш пьяный экспертный совет дружно загоготал в восторге,  исполнение ашыгом Йоска новой песни про Илису было заснято  на телефон и сразу выложено в социальных группах жителей села Сарыбаш.

Потом началась великая отечественная война сарыбашцев против Илису. В  грохоте претензий, обрушенных сарыбашцами на горы Илису, звучали обвинения в сепаратизме,  повторении армянского воровства азербайджанских музыкальных произведений, отыскалась оскорбленная дочь автора музыки и слов песни «Сарыбаш», нас призывали немедленно прекратить провокационные действия и сарыбашцы обсуждали контрмеры против Илису.  Нашелся желающий разбить саз о голову ашыга. Уважаемый житель Сарыбаша напомнил мне, что я был у него гостем, пристыдил меня за проявленное мною неуважение. Мне было стыдно... 

В ответ илисуинцы вспомнили, что когда в детстве футбольная команда села покидала Сарыбаш после поединка, они закидывали наших футболистов камнями.  Всплыло предложение закрыть сарыбашцам дорогу в большой Азербайджан, проходящую через Илису. Но тогда они могли возобновить старые тропы в российский Дагестан, и предложение о блокаде отпало.  Редкие призывы к благоразумию с предложением к илисуинцам уважать авторские права гениального композитора и поэта из Сарыбаша пропадали в хоре негодующих.  Единственный автор реплики, сказавший что все это шутка, будьте благоразумными и не теряйте чувство юмора, был забит словесными камнями.

Масло в огонь подлила вторая компания илисуинцев,  спустя пять дней заказавшая новую версию старой песни другому певцу, исполнившему это произведение в народно-эстрадном стиле, без саза но с электрогитарой.  Конечно, новая видеозапись была выставлена аккурат в социальной группе сарыбашцев.

Что было дальше мне трудно передать. Говорят, вмешался Сергей Лавров, предложивший Азербайджану помочь засылкой в Сарыбаш миротворческого контингента,  покинувшего в прошлом году Карабах.  Джейхун Байрамов посоветовался известно с кем и отказался. Поход сарыбашской конницы на Илису удалось в последний момент остановить, предложив им перенести районный центр Кахского района в Сарыбаш. Наивные патриоты поверили и успокоились.

Прошло около десяти дней. Наша компания не открывает страницы в социальной сети, чтобы не напереться на оскорбления. Мы залегли на дно, а когда мне сказали, что кто-то звонил, спрашивая где Кямал Али, я просил сообщить, что срочно выехал в Баку и никогда в Илису не вернусь.  Жертв нет,  ашыг Йоська на фото продолжает что-то петь за пять манат, не зная, что однажды его саз обрушится на  голову владельца, остановившись на плечах. Если он закричит «на  на на най, на на на най, на на най ай Илису», знайте – песню я не заказывал и вообще не знаю, о чем разговор.