О НАТО-азербайджанских отношениях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Азербайджан приглашен на саммит НАТО в Вашингтоне на уровне министерств иностранных дел. Об этом сообщил помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, находясь в Баку. По его словам, в саммите примет участие 30 стран-партнеров НАТО.

«Госсекретарь Энтони Блинкен проводит это мероприятие для всех партнеров, включая Азербайджан и Армению»,  - отметил американский дипломат.

Армения ответила согласием, от азербайджанской стороны официального ответа про участие в саммите еще нет.

Азербайджан не член НАТО, но...

2 июня первый заместитель министра обороны-начальник Генерального штаба Азербайджана генерал-полковник Керим Велиев встретился  с находящимся с визитом в Баку заместителем начальника штаба Командования Объединенных сил НАТО в Брунсуме генерал-майором Стефаном Фиксом. Велиев высказал уверенность в продолжении двусторонних взаимополезных отношений между Азербайджаном и НАТО.

Некоторые эксперты говорят о раздражении в Москве и Тегеране, вызванном этими событиями.

Руководитель Института каспийских военных исследования Джасур Мамедов ответил на вопросы журналиста Кямрана Махмудова в передаче «Сложный вопрос». Cчитаю интересным читателям ознакомиться с мнением эксперта по часто обсуждаемому в блоге вопросу. 

По мнению Джасура Мамедова, опыт 30-летнего сотрудничества Азербайджана с НАТО и приобретенные в результате этих отношений дивиденды подсказывают полезность участия страны в натовском мероприятии. Азербайджан и Армения приглашены на саммит НАТО в новом качестве, как страны не имеющие между собой проблем, которые не позволяли НАТО до 2020 года налаживать сотрудничество с ними. Теперь  в регионе мир, и маловероятно начало новой войны. Поэтому как Азербайджан так и Армения должны извлечь максимальную пользу от связей с НАТО. Это касается всего региона.

Конечно, российская сторона выразила свое раздражение последними событиями, в Баку и Ереване это понимают. В предупредительном заявлении представителя  ИД РФ Карасина названы обе эти столицы, которые НАТО, по мнению представителя России,  намерено оторвать от РФ. Впервые Азербайджан и Армения в заявлении Кремля прозвучали в предупреждающем две страны заявлении вместе.

Мамедов считает, что регион Южного Кавказа не может не учитывать мнение России, и страны региона вынуждены прибегать к дипломатическим приемам. При том, что в Баку нет документального подтверждения пронатовского направления страны. Тем не менее,   в Баку открыто говорится о строительстве азербайджанской армии по турецкому типу, а Турция – одна из ведущих стран НАТО. Военные отношения Азербайджана и Турции будут развиваться и дальше, в Азербайджане действуют турецкие, то есть натовские офицеры. Значит,  хоть на официальном уровне это не подтверждается, но Азербайджан развивает свою армию в натовском стандарте при том, что страна провозгласила свою политику в рамках движения неприсоединения.

Эксперт считает, что линия неприсоединения к блокам – временный процесс политического баланса, чтобы не раздражать Россию.  Но однажды Баку придется сделать четкий выбор. При этом Азербайджану следует обозначить свою военную политику в отношении Китая, с которым у нас действуют тесные экономические отношения.

Время выбора пришло потому, что в регионе, после войны 2020 года, создалась новая ситуация, отныне Вашингтон оценивает Азербайджан и Армению в качестве равных потенциальных военных партнеров, чего не могло быть до победы в Карабахе.  Открылись новые возможности, соответствующий процесс унификации военных структур двух стран с НАТО продолжается, и об этом заявляется представителями Североантлантического блока.

«Азербайджан не подключился к связям с НАТО на все 100%, но в энергетическом ракурсе продолжается интенсивное взаимодействие Европой. Россия вынуждена с этим мириться», - заявил эксперт.

Возможно, Баку откажется участвовать в натовском саммите, во всяком случае официального согласия от Азербайджана еще нет. Джасур Мамедов считает, что в таком случае отношения с НАТО продолжаться по другим программам. Прекращения связей не может быть, на это указывают визиты главы НАТО в Баку, выступление представителя Азербайджана в Брюсселе и другие события, указывающие на желание Баку пройти  путь сотрудничества до конца.

Джасур Мамедов назвал недавние законопроекты о либерализации оружейного бизнеса в Азербайджане, включая производство  и импорт оружия в  страну,  важным событием, снимающим нагрузку с государства.  Граждане смогут создавать компании для работы в оружейном бизнесе, продавая вооружение армии.  «Могут быть сомнения о личностях бизнесменов в этой сфере, с учетом негативного опыта в тендерных процессах.  Речь идет о миллиардах манатов, которые потекут через частные структуры. Азербайджану свойственно, к сожалению, аккумулировать высокодоходные сферы экономики в одних руках. Ожидаются поэтому новые проблемы в Азербайджане.

С другой стороны, западные оружейные компании не заинтересованы продавать технику азербайджанскому правительству по известной причине, но такие запреты не касаются частных компаний, и уже есть информация о совместном бизнесе в сфере вооружения между американской и азербайджанской компаниями.

"В этом процессе надо обращать внимание на положительные стороны, включая возможность конкурентных отношений между участниками сектора", - сказал эксперт.

Джасур Мамедов выразил удовлетворение в связи с прекращением  жертв  в результате военных действий, и значительным снижением количества потерь личного состава азербайджанской армии в невоенной обстановке за последние 6 месяцев.

«Говорить о полном прекращении этой проблемы рано, остаются печальные случаи самоубийств военнослужащих и смертей по техническим причинам.  Приняты меры против подрыва солдат на минах. Руководству армии надо строить работу так, чтобы военнослужащие не испытывали психологических проблем, вызванных негативными вестями из семьи или по причине неуставных отношений в военном коллективе. Против самоубийств в армии в Министерстве обороны следует принять специальную программу», - считает эксперт.