Создание Центральноазиатского союза заблокировано подковерными усилиями РФ и Казахстана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

После  прихода к власти в декабре 2016 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провозгласил регион Центральной Азии в качестве приоритета во внешней политике своего государства. Эти перемены дали повод опять говорить о новых региональных отношениях между пятью странами – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Вновь появился и научный, и практический интерес к проблеме региональной интеграции между этими странами, в которой Узбекистану будет отведена, как многие считают, ключевая роль, - писал узбекский политолог Фархад Толипов в статье «Как воссоздать Центральноазиатский союз?».

https://www.caa-network.org/archives/10438

Идея подобного объединения не новая. Еще в середине 1990-х годов проходили консультации и переговоры на данную тему, и планы у уже бывших президентов (кроме главы Таджикистана все остальные уже поменялись) были аналогичные. Хотели создать водно-энергетический консорциум, структуру по обеспечению безопасности и другие, но все эти интеграционные проекты, планы – они так и остались на бумаге.

Путин вляпал кыргызов в то, от чего не отмыться

«Главная причина провала прошлых попыток интеграции пяти стран Средней Азии состояла в том, что экс-президенты Узбекистана и Казахстана (Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев) не были готовы к компромиссам. Они не желали уступать пальму лидерства в регионе кому-либо другому, а на равных они не хотели сотрудничать», – говорил газете «Взгляд»  политолог из Бишкека Игорь Шестаков.

Но важно обратить внимание на заголовок статьи Евгения Погребняка, откуда взята эта информация. Статья называется: «Центральноазиатский союз» может стать антироссийским».

https://news-front.info/2022/07/21/centralnoaziatskij-sojuz-mozhet-stat-antirossijskim/

За прошедшие годы тема Центральноазитаского союза поднималась на многих переговорных площадках в странах Центральной Азии.  Представители Узбекистана выступали инициаторами. Туркменистан отмалчивался, предпочитая абсолютный нейтралитет.  Участники форума с российской стороны отвечали негативными комментариями. Профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук Мария Валовая напомнила, что страны Евразийского пространства прошли большой путь от объединения равноправных государств к успешному экономическому союзу.  Валовая считает, что нет целесообразности создавать дублирующую организацию. 

Обсуждение  возможности Союза центральноазиатских стран протекал с трудностями. Осенью 2022 года между Таджикистаном и Кыргызстаном прошли  армейские бои с потерями с обоих сторон, а Узбекистан и Кыргызстан продолжают спорить о принадлежности водохранилища на границе. На кыргызской стороне проходили акции возмущенной общественности, требующей отменить новую границу между странами. Одной из версий причины конфликтов была подковерная работа спецсил РФ, работающих против единения центральноазиатских государств.

Казалось, что в  обсуждении  Центральноазиатского союза остались две страны, не конфликтовавшие друг с другом – Узбекистан и Казахстан. Но 20–21 июля 2022 года в Кыргызстане проходил саммит среднеазиатских стран. В прессе были  утечки документов и заявления политологов о возможном создании по итогам саммита «Центральноазиатского союза» – объединения стран региона. Ранее МИД Казахстана опубликовал статью о готовящемся соглашении под названием «О подписании Договора между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке».

Толчок к тебе Центральноазиатского союза дала война  России  в Украине. Казахстанский экономист и общественный деятель Мухтар Тайжан в интервью киргизскому филиалу Радио «Свобода» заявил, что государства в регионе должны развивать не только экономическое, но и военное партнерство.

Но в последние дни появились основания для опасений от активности России. Узбекский политолог Алишер Илхамов разместил в соцсети предупреждения:

Ташкенту стоит избегать даже двойственного союза с KZ. Это западня. Астана действует в роли троянского коня. Шовкат Мирзиеев будет последним идиотом и предателем нации, если согласится на трехсторонний союз с РФ и KZ.

В последнем посте он сообщает о рухнувших надеждах на создание Центральноазиатского союза.

А. Илхамов ответил на вопросы КУ.

- На чем основан ваш скептицизм?

- До сегодняшнего дня были хоть какие-то надежды на новый виток усилий создать Центральноазиатский союз, основанный на оси Астана-Ташкент, при поддержке Анкары. И казалось бы, объявление о начале создания союза двух государств вселяло новые надежды. Но они тут же рухнули после того, как президент Казахстана Токаев объявил о том, что надо пригласить в союз  РФ. А в Москве сразу предложили создать тройственный союз,  от  чего сторонам будет теперь трудно отказаться.

Разговоры о том, что это будет якобы только «газовый союз», не имеют под собой никаких оснований. Во-первых, в сообщении говорилось о том, что союз будет заниматься и газовыми, но наряду с другими вопросами. Какими именно? Не трудно догадаться, что военно-стратегическими. При этом, учитывая то, что Казахстан и так является членом военно-политического союза с РФ, ясно, что целью идеи тройственного союза является втянуть Узбекистан в лоно прямого военно-стратегического диктата Москвы. Как говорится, не мытьем, так катаньем: ранее не удалось втянуть Ташкент в ОДКБ, мол попробуем сейчас этого добиться через «тройственный союз». Токаеву, видать, без Мирзиеева одиноко в ОДКБ.

- Почему Токаев, который до недавнего времени старался дистанцироваться от Москвы, затеял этот разговор о «тройственном» союзе?

- Мне кажется, тут он действует под диктовку Пекина, который вдруг решил оказать военную помощь России, видимо,  чтобы оттянуть неминуемый разгром ее вооруженных сил в Украине. Так, прошло сообщение о том, что из Китая в РФ стали поступать грузы военного назначения, пока только экипировка. А поскольку более серьезную военную помощь Китай пока опасается оказывать, то он стал подталкивать к этому Астану и Ташкент.

Таким образом, региональные державы опять начали вставлять палки в колесо центральноазиатской интеграции. Видать, не судьба. Слишком слабы и немощны они, чтобы осмелиться действовать самостоятельно в этом вопросе.

- Какой вам видится процесс в перспективе?

-  Самый горький вывод из сложившегося положения заключается в том, что Ташкент теперь не может доверять Астане и полагаться на него как надежного партнера, поскольку та стала действовать как агент влияния Кремля. Выдержит ли Мирзиеев это усилившееся давление на него, это еще большой вопрос. Лучшим выходом для него в данный момент было бы затянуть решение вопроса на неопределенно долгое время, мол надо его еще обдумать, изучить. А там смотришь, и Украина одержит окончательную победу над РФ.

Однако сказанное не означает, что не следует развивать и дальше сотрудничество Ташкента с Астаной. Это можно было бы делать в рамках отдельных вопросов, скажем, пограничных, экономических или даже военно-стратегических. Но при этом надо просто забыть про идею всяких там формальных политических союзов, по крайней мере, до лучших времен.

Кямал Али