Почему не торопимся с заселением Гарабаха

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Есть в азербайджанском обществе нетерпение, вчера в беседе с илисуиским международно-политическим экспертом об этом говорили - со времени освобождения Гарабаха два года прошло, а вернулось туда на постоянное жительство от силы 100 человек, и все в Шуше: работники отелей, ресторанов, которые обслуживают постоянно приезжающих туда гостей. Ну и офицеры нескольких созданных в Гарабахе новых воинских частей. Возвращения массового нет - говорят люди. И. Алиев освободил Гарабах для себя - также они говорят.

На эту тему я писал этот пост, во многом эмоциональный, не расчетливый. Теперь считаю иначе: расставив в Гарабахе палатки, как они говорят, жить там вернувшиеся не будут.

Карабахцам не нужны красивые проекты, они хотят поставить палатку в родных руинах

Народу не терпится, это понятно. Но после увиденного мною на месте бывшего Агдама и бывших сел на пути из Барды в Агдам, если помножить эти впечатления на 6 других, не виденных мной освобожденных районов становится ясно: допустим, государство быстро построило в Агдаме или Физули 100 коттеджей. Привезли туда первых возвращенцев. Что дальше? Работы нет, школы, больниц, водопровода, электричества, канализации, дорог и многого другого нет. Банков, социальных учреждений, автовокзалов - ничего нет. Останутся там люди, не имея возможности ежедневно где-то зарабатывать? Не останутся.

Поэтому правильно Алиев делает, что готовит возвращение на комплексно застроенное пространство. Вчера по другому  поводу говорил по телефону с пресс-секретарем госкомпании "АзерИшыг", говорит, что не вылезают из Кялбаджара, заняты электрификацией района.

Не заканчивается строительство первого в Гарабахе нового жилого поселка в селе Зангиланского района. Представляю, как после решения одной задачи вылезает другая, потом третья, а без решения всего инфраструктурного комплекса людей вселять нельзя.

Земли напичканы минами, после ВОВ в России до сих пор находят взрывчатые вещества, никакими противоминными работами гарантировать стопроцентную безопасность на месте бывших боевых действий невозможно. Как пахать там землю, убирать урожай, если до сих пор взрываются на минах трактористы?

Смотрел эскизы проектов жилой застройки города Шуша. Говорят, что по всему Гарабаху идет мощное строительство. Азербайджан пригласил работать даже иранские компании, хотя Иран точно это не заслужил. Но, значит, есть потребность расширять масштаб работ,  а иранские строители рядом через границу и труд их дешевле чем у компаний из других стран. Но не лучше ли способствовать созданию сотен азербайджанских стройкомпаний, благо рабочих рук у нас хватает и строить можем? Этот момент мне остался непонятен.  

Пока делюсь эскизами застройки в Шуше жилыми малоэтажными домами, эстетически соответствующими историческому облику азербайджанского древнего города. Читал, что будет такая историческая часть, и вторая -  современная часть города Шуша. Пусть так, лучше обсуждать специалистам вопросы градостроительства.

Но ясно, что торопиться не надо. Никто в Азербайджане на улице не живет, у всех есть крыша над головой, а выбрасывать людей в чистое после, как НКВД-шники кавказцев высаживали зимой в Казахстане, нельзя.