Пожизненное наказание почти ни за что
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В связи с днем 104-летия Народной Республики Азербайджана президент амнистировал множество заключенных, среди них есть несколько осужденных с политическими мотивами, а всех политзаключенных не выпустили. Среди амнистированных один пожизненно заключенный - бизнесмен Шамси Самедзаде. В 2000 году осужден на пожизненное при том, что в его преступлении не было смертельного случая, тогда как пожизненное наказание дается за убийство свыше одного человека или за убийство одного с отягчающими обстоятельствами.
Я встречался однажды с Самедзаде в Гобустанской тюрьме для особо опасных преступников, в 2017 году. Внизу ссылка на тот пост, там есть интересные сведения
20% пожизненников в Гобустанской тюрьме достойны освобождения
Шамси рассказывал мне, и другим журналистам, что наказан за оплеуху, которую влепил генеральному прокурору Закиру Гаралову. Мнение другой стороны мне не известно, достаточно знать, что убийства нет, а человек наказан почти расстрелом. Если бы не отменили смертную казнь, его бы расстреляли.
Шамси Самедзаде вышел, отсидев 24 года в тюрьме, где сидят по двое в маленькой камере 23 часа в сутки, один час прогулки в зарешеченном дворике. Очень редкий случай - освобождение пожизненных. До Шамси был освобожден осужденный на пожизненное высокопоставленный офицер. Но амнистирование высоких персон - это понятно, они никогда весь срок не сидят. А Шамси - просто провинциальный бизнесмен. Значит, действительно, его вина не соответствовала приговору.
Выйдя за ворота тюрьмы, Шамси сказал на камеру, что не держит зла на бывшего генпрокурора Гаралова, его накажет бог. Сказал, что не будет мстить. Спустя 24 года выйти за ворота, дышать свободным воздухом, садиться в дорогой автомобиль которых не было в 2000 году, это как перенестись в будущее. В такой момент освобожденный может сказать все. Может, он действительно не горит ненавистью и страстью к мести.
Но где азербайджанское правосудие? Есть разветвленная система прокуратуры, ответственная за контроль за правоохранительными органами. Закир Гаралов теперь никто, один из эксов. Причина неадекватного закону осуждения человека должно быть расследовано, прокуратура или другой, ответственный орган должен поднять дело Самедзаде и спросить судью - за что ты его закрыл на всю жизнь? Чем руководствовался, кто заставил, кто давил на судей? Если тот судья не жив, есть другие члены судейского совета, документы следствия.
24 года из жизни человека ушли ни на что и не за что. Шамси Самедзаде может молчать, поручить правосудие богу. Но есть земной суд. Однажды, в 2000 году, суд решил неправедно. Правосудие должно восторжествовать, чтобы таких беспределов не повторялось. Президент распорядился его амнистировать, президент может дать команду на расследование причины такого осуждения.