Время меняет акценты всего, и событий 20 Января тоже
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Баку c утра, примерно с 10 часов началось народное шествие к Мемориалу шехидов. В ночь с 19 на 20 января 1990 года советская армия в Баку и районы республики вводилась без объявления введения чрезвычайного положения, для подавления народного восстания.
Стареет и уходит поколение очевидцев и участников январьских, 1990 года, событий. Новое поколение этого не видело и говорит шаблонами из официальной пропаганды. Смотрел утром немного телепередачи о 20 Января. Приглашенные, пожилые участники событий говорили одно, ведущие молодые красивые люди - другое. Как будто об одном и том же, но в разных выражениях, с различными акцентами. Как будто все главное тогда происходило в Москве, в помещении Представительства Азербайджанской ССР, а не улицах азербайджанских городов.
За три дня до сегодняшнего траура в социальных сетях распространилась фотография страницы учебника "Русский язык" для четвертого класса, где черным по белому написано, что вооруженные люди Народного Фронта сражались с советской армии, и в результате погибли гражданские люди. Что за чушь, откуда берутся эти умники, копирующие тексты для учебников непонятно из каких далеких от событий СМИ?
Об этом учебнике я писал здесь Жириновско-образная страница азербайджанского учебника
Сколько непосредственных участников события 20 Января 1990 года, столько разных картинок истории. У меня свое виденное.
18 января я покидал Баку, проезжая мимо баррикад, построенных восставшим народом. Конечно, никто не ожидал столь масштабной трагедии, ведь около года назад в Баку был предыдущий ввод советских войск и тогда никто не погиб.
фото Фарида Хайруллина
19-го на поезде я прибыл в Гянджу. Вооруженные охотничьими ружьями гражданские люди, организованные Народным фронтом этого города (тогда Кировавад) выезжали на охрану азербайджанских сел, атакованных армянскими боевиками из Карабаха и автоматчиками, присылаемыми в Азербайджан в вертолетах из Армении. В те дни было убито около десяти защитников сел.
Ночь 19-20 января мы провели в обороне сел, а утром нас спешно вызвали в Гянджу сообщив о вводе войск в Баку и ожидаемом таком же кровавом вводе советской армии в Гянджу. Надо было защищать горожан. Я сказал командирам, что не знаю жива ли моя семья в Баку, и посил разрешить мне вернуться в столицу. Покидая дом 18 января, я соврал жене сказав, что лечу в Москву в командировку. Она с порога тогда мне сказала: "хорошо, что ты был в Москве, знаешь, что здесь творилось!".
Спустя несколько дней, вытащив из моей сумки взятой в Гянджу, испачканный землей белый поварский костюм который нам там дали дла маскировки на снегу, жена поняла в какой я был Москве.
Интересен документ от Армянского общенационального движения (АОД), заявившего в 1990 году, что целью военной операции в Баку было не допустить свержение Народным фронтом власти коммунистической партии. В заявлении правления АОД, в частности, говорилось: "После долгих колебаний центральные власти 20 января с.г. решились прибегнуть в Азербайджане к радикальным мерам с тем, чтобы овладеть вышедшей из-под контроля ситуацией. Это было предпринято не с целью обеспечения безопасности армянского населения республики, а лишь для предотвращения создавшейся серьёзной угрозы существованию советской власти. С нашей точки зрения, происходящие события должны быть расценены как нарушение суверенных прав Азербайджанской республики, что в дальнейшем может отрицательно отразиться также и на судьбе других союзных республик",- заявляло в те дни АОД в Ереване.
По данным Минздрава Азербайджанской ССР число погибших на 9 февраля составило 170 человек, около 700 ранены. В Нефтчале и в Лянкяране убили 8 человек. В числе убитых по всему Азербайджану были представители пяти национальностей, свыше 20 женщин и детей. Имеются различные цифры об убитых военнослужащих и милиционеров, погибших в ночной беспорядочной стрельбе от пуль своих товарищей. - от 9 до 32 человек.