История Кавказской Албании не устраивает сегодняшних политиков

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

История государства Кавказская Албания, существовавшая в центрально-северной части современной Азербайджанской Республики в древние и средние века,  стала известна с второй половины прошлого века. Огромное значение в раскрытии правды об этом государстве сыграли исследования азербайджанских ученых Фариды Мамедовой,  Зия Бунъядова и некоторых других. Почему исследователи столь поздно обратили внимание на целый пласт кавказской истории, замалчивая Кавказскую Албанию?  Так было выгодно советским научным фальсификаторам от истории для того, чтобы можно было вершить свои грязные дела, опираясь на выдуманную политиками фальш. 

Великое возвращение Кавказской Албании

С годов обретения Азербайджаном независимости историки страны могли исследовать негласно закрытую в советское время тему. А в этом месяце, в  Москве Российская Академия Наук издала книгу игумена Алексия об истории государства Кавказская Албания и Албанской церкви. Издание опубликовано под эгидой авторитетного международного востоковедческого научного центра - Института востоковедения РАН. Прежние книги этого автора, на исторически-религиозные темы, издавались в Баку и Махачкале. Новая работа игумена Алексия называется "История церкви Кавказской Албании по Моисею Каланкатуйскому".

Игумен Алексий - бакинец, доктор церковной истории, настоятель православной церкви г. Мерано (Италия). Много лет занимается вопросами истории Кавказской Албании и ее церкви, разоблачая мифы и фальсификации. Он  автор книги «Христианство в Кавказской Албании» (2004 год), в которой он разоблачает армянский миф о том, что именно с армян якобы началась история этой религии на Кавказе. 

Игумен Алексий известен своими публикациями в прессе, об истории азербайджанцев. Он  пишет: "азербайджанский этнос формировался в Кавказском регионе на протяжении трех тысячелетий. И в его основе лежит сугубо кавказский элемент – племена, которые жили здесь с доисторических времен, племена, которые образовали политическую конфедерацию, сформировавшую государство Кавказской Албании".

Игумен Алексий  ответил  на мои вопросы. Тема государства Кавказская Албания поднимается временами в моем блоге, и по репликам читателей видно, как она неугодна одним, и интересна другим.

Для ясности читателям сообщим, что в целях краткости изложений иногда используется название государства - Албания. Но всегда в этом интервью имеется в виду Кавказская Албания, ничего общего не имеющая с существующей ныне Европейской Албанией. 

Вначале я просил игумена Алексия рассказать о себе. 

Он  коренной бакинец, вырос в семье нефтяника и педагога, после окончания средней школы учился на Северном Кавказе, в Ставропольской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии; в 1999 г. был назначен секретарем возродившейся Бакинской епархии и в этой должности помогал Бакинскому епископу в устройстве этой новой религиозной структуры.

Православная церковь - это вторая по численности конфессия в Азербайджане, которая имеет глубокие исторические корни в этом регионе. За время своего служения в Баку Алексию  удалось объехать все районы страны, видеть среди прочих и памятники, доставшиеся нам в наследство от христианских предков азербайджанского народа. Уже тогда у него возник большой интерес к теме христианской истории на Южном Кавказе. В то время чувствовалась досадная нехватка публикаций и научных трудов по этому направлению.

В Московской духовной академии на кафедре церковной истории он занялся изучением истории христианства в Азербайджане и успешно защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Монография была издана в Баку в 2005 г. и переиздана в Махачкале в 2012 г. С 2005 г. он направлен в Рим для продолжения научной работы. В Папском институте Восточных исследований закончил магистерскую и докторскую программы.

"Все это время, можно сказать, я профессионально занимаюсь историй христианства на Кавказе. Несмотря на мое нынешнее пребывание в Италии, я остаюсь бакинцем, патриотом Азербайджана, и стараюсь внести свою посильную лепту в развитие исторической науки, связанной с этой страной, - говорит игумен Алексий.

Азербайджанский этнос формировался на Южном Кавказе не одно тысячелетие и в религиозной истории этого народа есть разные страницы, связанные как с древними политеистическими верованиями, так и с Христианством, и с Исламом. Все это в совокупности составляет культурное богатство народа.

Сегодня говорить о том, что наследниками церкви Кавказской Албании являются лишь  тысяча человек - несправедливо. Наследники Албанской церкви это весь народ Азербайджана, а наследниками христианских традиций древней Кавказской Албании являются исповедующие христианство азербайджанцы, русские, удины, грузины, украинцы и представители многих других национальностей, мирно живущие  на этой земле", - отвечал мой собеседник. 

Я спросил: к Кавказской Албании, к православной религии удин известно ревностное отношение со стороны армянской и русской конфессий. В средние и ранние века албанцы конкурировали с армянами, потом Священный Синод в Петербурге передал имущество Албанской церкви армянам. Все ли правда из того, что известно об этих перипетиях?

Об истории можно судить по-разному, но история - это не точная наука, она состоит лишь из версий и различных интерпретаций тех или иных событий более или менее объективных, - отвечал игумен Алексий. Нам трудно сейчас понимать реалии VIII века, когда Кавказская Албанская церковь потеряла свою самостоятельность, также как и сложно понять, чем руководствовался российский император Николай I, передавший все дела и архивы Эчмиадзину  в 1836 году. Возможно, он надеялся, что под крылом Армянской национальной церкви сохранится то, что оставалось на тот момент от христианского населения Кавказской Албании. Но, как мы видим, наши западные соседи в какой-то момент стали воспринимать Албанскую церковь, скорее, как соперницу в религиозном влиянии на население Южного Кавказа. Более того, им выгоднее было бы представлять Албанскую церковь как свою младшую дочь, которая, образно выражаясь, при разводе могла бы забрать преданное и часть дома мужа, чтобы вернуться к родителям... Надеюсь, вы понимаете, что я хочу сказать?

Как принимают ваши книги читатели, и особенно специалисты? Где вы берете источники, сведения для книг? Не обвиняют вас в политиканстве, в намеренном ворошении старого, чтобы взбаламутить сегодняшние события? - был мой следующий вопрос.

Первая моя публикация о христианстве Кавказской Албании была принята с большим интересом. Оба тиража разошлись очень быстро. Однако, спустя годы мне эта работа кажется несколько наивной. В основе второй книги «Церковь Кавказской Албании по Моисею Каланкатуйскому» лежит моя докторская диссертация в Риме. Для работы над этой монографией я пользовался прежде всего библиотечными фондами Папского института Восточных исследований и архивами профильной литературы из европейских, российских и азербайджанских библиотек

Полностью избежать критики невозможно ни одному ученому. Это естественно. И на это нет смысла реагировать. К здравой же и конструктивной критике я всегда прислушиваюсь и стараюсь советоваться с исследователями, которых уважаю, - отвечал игумен.

«Политиканства»,или политизированности темы он в своей работе старался избегать, излагая мнения разных групп исследователей по тем или иным вопросам. Полагает, что именно такой подход позволил Институту Востоковедения Российской Академии Наук присвоить моей книге свой гриф.

Игумен Алексий сказал: Кавказ, как один из древнейших очагов цивилизации, издавна привлекал внимание исследователей. Однако кавказоведение как направление научного исследования начинает формироваться лишь с конца XVIII — началом XIX в. С этого времени в историческом кавказоведении разрабатывались проблемы этногенеза и этнической истории, общественного строя и быта, традиционной материальной и духовной культуры отдельных народов Кавказа.

Особое место в этом направлении историографии занимает изучение Кавказской Албании. Тем не менее, до сих пор все ещё недостаточно изучены многие вопросы. Большой интерес среди них вызывает вопрос о культурно-исторической роли Кавказской Албании и ее древней Церкви в регионе.

В последнее время археологами были обнаружены уникальные находки, благодаря которым удаётся вписывать новые страницы в историю Азербайджана. Это обнаруженные в 1994-1996 гг. в монастыре св. Екатерины на Синае кавказско-албанские рукописи, также - уникальные геммы царя Албании и албанского католикоса, и некоторые иные находки.

Полагаю, что с восстановлением территориальной целостности Азербайджана и началом серьезных археологических и исследовательских работ на территории Карабаха нас ждёт много интересных и важных открытий.