Значение войны в литературе и развитии человечества
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проживающий в Германии и работающий в Берлинском университете им. Гумбольдта композитор и культуролог Эльмир Мирзоев опубликовал в бакинском издательстве “Qanun" книгу «Тоталитаризм и Авангард».
Книга – плод его публицистической деятельности за последние 15 лет, это избранные культурологические эссе и статьи на историко-общественные темы, рассмотренные в призме стыка политики и культуры, опубликованные с 2005 и по нынешний год.
У Э.Мирзоева изданы партитуры его музыкальные произведений в различных странах, также он также является составителем и главным редактором музыковедческую сборника о современной музыке из серии «Библиотека Кара Караева», ну а свою первую книгу решился издать в нынешнем году, когда ему исполнилось 50 лет, – сказал автор в беседе с Turan.
Главная мысль основного эссе, которым, собственно и названа книга, переплетается с раздумьями вышедшего полгода назад из войны азербайджанского общества. Э.Мирзоев пишет: «Со дня сотворения человека и до сегодняшнего дня, войны, которые длились бесконечно, создавали вокруг себя все остальное – формировало общественные отношения и само человеческое сознание, науку и техническую цивилизацию, культуру и искусство. Но с начала ХХ века, все это прияло катастрофически тотальную форму и невиданные доселе масштабы. Все это, безусловно, отразилось в культурных процессах и особенно в искусстве прошедшего столетия.
Как бы ни было печально об этом говорить, война, к сожалению, была и есть некая квинтэссенция, сама суть истории человечества и как это ни звучит парадоксально и абсурдно, главный двигатель цивилизации Homo Sapiens. Со дня сотворения человека и до сегодняшнего дня, войны, которые длились бесконечно, создавали вокруг себя все остальное – формировали общественные отношения и само человеческое сознание, науку и техническую цивилизацию, культуру и искусство. Но с начала ХХ века, все это прияло катастрофически тотальную форму и невиданные доселе масштабы. Все это, безусловно, отразилось в культурных процессах и особенно в искусстве прошедшего столетия».
О тождестве противоположностей писалось много, и вот как своеобразно трактуется автором книги, борьба между старым и новым: «В тоталитарных общества было жизненно необходимо противопоставить «разрушительной позиции» авангардистов исходящую от Государства «строгость»... Миссия искусства – лишь неотступно следовать за этим живым движением в роли надежного пропагандистского символа.»
В собрании Э.Мирзоева есть много других коллизий, достойных раздумий и жарких обсуждений, особого внимания требует эссе «Столетняя война», написанная в 2019 году –ровно за год до начала Второй Карабахской и где в самом заглавии изложена главная мысль: «Спустя 30 лет армяно-азербайджанский конфликт выходит на новый этап?». В этом эссе есть большой исторический и культурный обзор нашего с соседями противостояния, а также некоторое прогнозы.
Прочитав книгу понимаешь, что многое в наших ошибочных, как теперь оказывается, ожиданиях, оказалось иллюзорным, многое же начертанное автором годами прежде, лишь сейчас понятным.
Представляю, как накинулись бы на автора этой книги эдак в 2000 году в Азербайджане, а может и в Армении, или в Грузии, когда мы к войнам относились как к тому, что видели на больших киноэкранах - фильм "Освобождение" и подобные художественные сказки.