На Западе нас воспринимают как стадо… - Исмаил Джалилов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Журналист Исмаил Джалилов 24 года живет в Вашингтоне и распространяет свои видеоинтервью оттуда, встречаясь с интересными политиками, журналистами, общественными деятелями Азербайджана, Армении, России. Он считает себя азербайджанским журналистом, так как его видеоканал Düzdanışag прямо или косвенно рассказывает, обсуждает азербайджанские проблемы. Канал достаточно популярен в Азербайджане, а в форумах параллельных с видеоконтентом много прочесть множество комплиментов читателей к автору видеоблога. Приводим ссылку на короткий видеоролик из Düzdanışag:

https://twitter.com/i/status/1360345373563322369

И.Джалилов ответил на мои вопросы

- Вы журналист, 24 года живете в США, хорошо знаете азербайджанские и американские СМИ. Всем понятно, что разница огромная, в наших СМИ нет свободы, в американских свобода есть. Таков стереотип оставшийся у нас с советских пор. Но могут ли быть противоречащие этой установке нюансы?

Азербайджанцев удивляет, что американская и в целом западная пресса врала, в большинстве, о конфликте и войне в Карабахе, выступала как заинтересованная сторона. Этот факт бьет по демократическим устремлениям азербайджанцев, у нас говорят: видели мы какая там демократия, американские штаты признали Нагорный Карабах независимым противореча трем резолюциям ООН. Этим фактом пользуются прототалитарные политики в Азербайджане в своей пропаганде. Я прав?





- Понятие свободы относительно. Тоталитарии и демократы зависят от доллара. Свобода заканчивается на определенном этапе, когда политика и направленность СМИ диктуются финансовыми реалиями и соображениями. Я не сторонник делить СМИ на свободные и не свободные.

Возьмем советское время. В стране не было свободы, но у некоторых людей была своя внутренняя свобода. Они говорили или писали между строк, и мы – их аудитория, хорошо все понимали. СМИ на Западе тоже переживают кризис жанра. Демократия невозможна без образованного и информированного электората, принимающего взвешенные решения у избирательных урн, на основе фактов, которые он узнает из СМИ.

Пресса в США давно уже не информирует электорат в полной мере. Одни журналисты не могут, другие не хотят. Каждое СМИ выбрало себе определенную группу людей и поддерживает в них "предвзятость восприятия" – (тенденция человека подтверждать ту информацию, которая соответствует его убеждениям/предрассудкам, независимо от их истинности).

Грубо говоря, СМИ в Америке поделили электорат, или электорат сам себя поделил на какие-то идеологические бункеры, не связанные с собой. Все слышат только тех, кто думает как они, видит мир как они, и по такому же принципу предлагает решения проблем. Никто не слышит отличное от своего мнение. Медиа очень плохо освещает другую сторону конфликта, чтобы не оттолкнуть от себя, не напугать, не заставить думать людей. Мы, аудитория, для них всего лишь источник рекламных доходов.

Так что я не стал бы ставить вопрос так, тут не черное-белое. Очень много нюансов, не все так гладко. Вообще, как западный человек по мышлению и ценностям, проживший в США дольше чем где бы ни было, я бы сказал, что отношусь с жалостью к людям, склонным боготворить все западное, и относящихся с презрением к тем, кто этого не делает. Я был одним из них, ошибающихся, но, прожив тут, я понял, что везде есть свои достоинства и недостатки.

А насчет про-тоталитарных политиков в Азербайджане скажу, что они все там про-тоталитарные. Просто некоторые этого не скрывают, а другие до конца не понимают. Поистине либеральной оппозиции у нас нет. Нет людей до конца прочувствовавших либерализм. У них нет опыта жизни и работы в либеральных условиях. Раб не может описать чувства свободы при всем желании. Наш народ не имеет демократических устремлений, потому что по своей сути он не понимает, что это такое. Зашоренность и заскорузлость политиков и народа проявляются в их общении со СМИ. Я, кстати, больше верю в то, что наш народ придет к демократии раньше своих политиков.

Ваш вопрос о Нагорном Карабахе и резолюциях ООН вообще не имеет общего ни с демократичностью западных СМИ. Это вообще из другой вселенной. Коротко, в двух словах: западные люди с детства знают армян. Нас не знает никто, а если знают, то не всегда с лучшей стороны. Мы, как нация, не умеем себя преподносить. Мы думаем, что в ответ на армянский шовинизм и пропаганду наша обязанность делать то же самое, только громче, навязчивее и истеричнее. Меня приводит в ужас непонимание азербайджанским народом образа мышления западного человека. Я наталкиваюсь на глухую стену непонимания, которая происходит от общего низкого уровня образования. Ситуация становится хуже с каждым годом по мере того, как стареет и уходит поколение, получившее базовые знания во времена CCCP.

- Все больше подписчиков вашего ютуб-канала, среди них с недавних пор и я. Вы ведете длительные, больше часа интервью. Выбирая собеседников из каких критериев вы исходите? Вы, насколько я знаю, не записывали интервью с ярыми армянскими националистами из «Сасна Црер», которые, наверное, кричали бы вам о намерении вырезать всех тюрок. Специально не обращаетесь к радикалам? Или далеко не все к кому вы обращаетесь соглашаются отвечать на ваши вопросы? Можно знать кто отказывал вам дать интервью?

- Я с удовольствием проведу интервью с любым радикалом. Если я внутренне соглашаюсь с интервьюируемым, я стараюсь этого не показывать, выступаю с противоположной точкой зрения. Особой системы выбора у меня нет. Простой анализ: «А мне самому было бы это интересно? Я сам стал бы слушать интервью этого конкретного человека?»

Что касается конкретно гостей с армянской стороны, да и не только - да, не все соглашаются на интервью. Дело не конкретно в Армении или армянах.

Наш народ скупится на подписку и лайки. Смотрят ролики намного больше людей, чем подписываются. Как будто если они подпишутся, их настигнет великая напасть. Или за это деньги надо платить. Так вот к чему я. Когда обращаюсь с просьбой об интервью, эти люди смотрят мой канал и видят там 30 000 подписчиков. А у других блогеров 500 тысяч. Вот и идут не ко мне, а к ним.

Кстати, раз уж об этом. Большинство азербайджанских YouTube каналов занимается накруткой и другими ненужными делами. Я это стал понимать только после того, как сам начал заниматься YouTube-ом. Глядя на статистику смех берет. Или тоска, когда как. 500000+ подписчиков, а просмотры не достигают и 1,000. Или же вроде 6,000 смотрят в прямом эфире, а в чате глухо, как в танке. Меня это бесит, потому что такое нечистоплотное поведение вредит тем немногим из нас, кто пытается работать честно.


Вы живете в США, при этом в одном из интервью сказали, что остаетесь азербайджанским журналистом. Думаю, не станете отрицать, что живя в другой стране невольно азербайджанцы меняются под влиянием окружающей реальности. Изменилось ли ваше личное восприятие карабахского конфликта и ваш рецепт его решения? Ваш либерализм подталкивает вас к принятию армянской правды. Ведь оказывается, правда бывает не всегда одна, есть азербайджанская, армянская, российская правда о решении конфликта в НК.

- Мне 47. Мне было неполных 23 когда я уехал из Азербайджана. 18 лет когда CCCP распался. Потом пять лет успел прожить в независимом Азербайджане. То, что я считаю себя азербайджанским журналистом, не имеет никакого отношения к географии моего проживания. Мировосприятие диктуется не географией, а состоянием. Я работаю для азербайджанской аудитории. Это-мой выбор.

Отношение к Нагорному Карабаху не изменилось. Реальность в Америке и ценности этого народа такие, что человек стремится к справедливости, правде, честности и позициям, принятым в силу внутренней порядочности. Американцы в глубине души очень справедливый и порядочный народ. К сожалению, зачастую невежественный и очень безразличный к делам международным. Так вот, все выше перечисленные положительные качества американского народа диктовали мою позицию, которая была у меня еще с юношеских лет, как только этот конфликт начался.

У притязаний армян на нашу территорию нет никаких оправданий. Ни международное право, ни история, ни элементарная человеческая порядочность, справедливость и логика не дают им никакого права оттяпать у нас территорию под шумок развала CCCP и плач Ярославны по поводу какого-то еще не доказанного исторического события, к которому мы, азербайджанцы не могли иметь никакого отношения, так как существовали в составе другой империи. Армянское общество, если его правильно и грамотно охарактеризовать на Западе, одержимо расизмом, шовинизмом и идеями этнического превосходства. Ничто такое не прохляет в современной Америке, на это очень плохо смотрят либералы. Почему в случае с армянами это "xляет" - вопрос интересный. Думаю, им удалось представить этот конфликт в свете "свой-чужой", «нас, миролюбивых христиан убивают дикие кочевники». А потом шепотом, "кстати, они еще я мусульмане, представляете? А мы первые христиане". Армяне умеют давить на все болевые точки западников одновременно, перевирая суть конфликта, его подоплеку. Преподносят эго как «освобождение от гнета», «свободу», «восстановление исторической справедливости». Не говорят о том, что из самой Армении люди бегут, так как жить там не хотят. Им еще и земли соседей нужны впридачу. Причем, не только наши, но и грузинские, и турецкие. Чего уж там, давайте называть вещи своими именами.

- Я не принимаю саму постановку вашего вопроса. Не все знают, и не все благодарны. Давайте не выдавать желаемое за действительное. Это касается всего, что я сказал до этого: почему к нам такое отношение и все такое. Самый главный фактор - Запад видит нас как авторитарную страну, а в Армении сумели преподнести себя как демократическое общество. В одном из моих видео интервью российский блогер Романов сказал интересную вещь, перефразирую близко к тексту: «В Армении есть свобода слова, но нет свободы мнений». От себя добавлю: у нас прямо наоборот - нет свободы слова, но есть свобода мнений.

Политику подавления свобод считаю близорукой и приносящей вред в долгосрочной перспективе. И Ильхаму Алиеву, и остальным в руководстве пора провести анализ рисков и отдачи от такой политики, и не сиюминутных, а долгосрочных. В первую очередь, свободы мысли и слова. Вина руководства в том, что нас на Западе воспринимают как стадо, мычащее и хлопающее какому-то среднему партократу. Виноват в этом лично президент. В том, что Запад никогда нас не поддержит, пока у нас нет хотя бы той мишурной и поверхностной свободы, которой так кичится Армения. Политика давно перестала быть локальным фактором, и Азербайджан не настолько сильная и важная страна в глобальном масштабе, чтобы позволить себе не считаться со своим имиджем на мировой арене.

Резюмирую: героизм проявил НАРОД. Наши люди. Мои люди. Погибли парни и девушки - представители МОЕГО народа. Бремя войны вынес народ, заплатил цену победы народа. Матери и отцы, похоронившие детей. Ильхам Алиев спекулировал частичной победой, параметры которой нам продиктовали русские. И не надо юлить ни вам, ни мне.

- У нас говорят, что Байден поддерживает армян в карабахской истории. Вы тоже так считаете? Как изменятся азербайджано-американские отношения после прихода Байдена? Еще в этой связи: азербайджанская тоталитарность повлияет на отношение Байдена к Армении и карабахскому решению?

- Байден никого не поддерживает кроме интересов своей страны, как принято президентам любой нормальной державы. Может быть, наш народ просто отвык от того, что во главу угла ставятся национальные интересы страны при принятии внешнеполитических решений. В этом-то и вся наша трагедия.

Байден будет делать то, что диктуют долгосрочные интересы национальной безопасности США. При этом он будет поддерживать или не поддерживать ту или иную страну исходя именно из этого рассчета. Между прочим, американцы не очень заморачивались вопросами демократии в последние 30 лет. Им нужны были каспийские энергоносители, воздушный коридор в Афганистан, еще что-то там про Иран и Израиль. Кстати, в этом плане США очень откровенны. Годами говорилось о том, что у американо-азербайджанских отношений три основы: энергоносители, сотрудничество в целях достижения безопасности, и демократия. Причем, демократия на 3-м месте. Всегда.

Авторитаризм Алиева нам особо полезным не будет. Чего уж там. Но американский подход к региону будет диктоваться не этими соображениями, если конечно у кого-то в Вашингтоне еще осталось серое вещество (в чем я часто сомневаюсь последнее время.) Здесь дело в американской зашоренности и заскорузлости. Не надо идеализировать Америку, будучи вдали. Они мыслят довольно одномерно, зачастую. Их политика - «главное, чтобы Алиев не переметнулся к Путину». На этом Алиев годами спекулирует - мечется от Запада к России, к Турции, с редкими па в сторону "исламского мира", прости меня господи.

Американцы не поймут одного: Армении им не видать ни при каком раскладе. Там есть Россия, глубоко, далеко и надолго. Экономика Армении по большей части принадлежит интересам России. Пусть американцы там строят не только самое пышное посольство, еще пусть пирамиды построят. Это говорит только о недальновидности американской дипломатии. Армянский поезд ушел в ночь, и никогда не вернется.

"Герой улицы" Пашинян пытался сделать робкие шаги в сторону Запада, Путин его строго наказал, устроив ему прилюдную экзекуцию руками Алиева, за счет прерванных жизней наших молодых. Почему, на ваш взгляд, И.Алиев так прилюдно унижал Пашиняна в своих TV- выступленияx? Что это было за поведение, риторика, жест? Разве подобало президенту так себя вести в эфире ТВ?

Америка не может получить Армению, но может потерять Азербайджан. Раз и навсегда. Об этом стоит задуматься любителям черно-белого взгляда на мир. Особенно в Вашингтоне и Госдепе. Здесь вопрос не в Ильхаме Алиеве, дело в отношении азербайджанского народа. Я, как азербайджанец, скажу, что Америка сильно подрывает веру в себя среди нашего народа, делая это с завидным упорством уже 30 лет.