Причины нового алгоритма азербайджано-российских отношений
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Межгосударственные азербайджано-российские отношения ухудшились - не заметить это невозможно. Президент Азербайджана не наблюдал парад победы в Москве. Азербайджанская армия в созванных Россией международных военных учениях «Кавказ-2020» не участвует, при этом азербайджанские военные тренировались вместе с турецкими в двух последних учениях на азербайджанской территории. Министерство обороны Турции открыто угрожает Армении, которая является членом ОДКБ и под военной защитой российской армии.
МНЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ БЛОГЕРА НЕ ВЫРАЖАЮТ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ "КАВКАЗСКОГО УЗЛА"
Азербайджанские и российские официальные представители обвиняют друг друга в распространении неверной информации: Хикмет Гаджиев обвинил во лжи Сергея Шойгу, а Мария Захарова призвала журналистов брать информацию о встрече Лаврова с парламентариями из Азербайджана только из официальных релизов МИД РФ. В сайте Милли Меджлиса срочно изменили текст своего же обращения, убрав упоминание о пяти карабахских районах. Раньше такого не было.
Азербайджан и Армения такие разные, и нужны России для ее безопасности
Можно говорить об ухудшении азербайджано-российских межгосударственных отношений? В беседе со мной бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров сказал, что происходит изменение этих отношений от формата «я сказал — ты сделал» в другой алгоритм отношений равных государств. Это происходит под давлением объективных обстоятельств.
Т.Зульфугаров считает, что азербайджанский народ устал, потерял веру в 30-летние пустые переговоры с Арменией под эгидой Минской группы ОБСЕ. В этих переговорах достигаются устные договоренности, но исполнение срывается руководителями Армении. Россия, как сопредседатель МГ ОБСЕ, занимается пролонгацией этого процесса, в котором нет результата, и народ это видит.
Особенно июльские товузские события, военные столкновения с гибелью азербайджанских офицеров, затем разъяснение Лаврова о цели армян приблизиться к азербайджанским трубопроводам убедили азербайджанцев в бессмысленности переговоров с агрессором. Народ демонстрировал свою волю стихийным многотысячным маршем в Баку, выдвинув требование срочной и всеобщей мобилизации. Есть общественный заказ на новый алгоритм в отношениях между Азербайджаном и Россией, с ясной ответственностью за происходящее каждой из двух сторон.
Дипломат Т.Зульфугаров сказал о внешних обстоятельствах происходящего. Это усиление Турции, ее возвращение на Южный Кавказ. При этом для России южно-кавказские события ушли на уровень второго или третьего десятка в списке внешнеполитических проблем. Кремль занят Украиной, Белоруссией, противодействием давлению и санкциям ЕС и США, войной на Ближнем Востоке.
Карабахский вопрос не интересен России так, как это было прежде. В.Путин понимает, что встав однозначно на стороне Армении, Россия потеряет Азербайджан, который неизмеримо ценнее для России по всем параметрам. Ясно, что Россия не станет защищать Армению в ее войне с Азербайджаном в той мере, как желается армянам.
Другой внешнеполитической причиной является новая политика пашиняновской Армении, - продолжил Зульфугаров. Премьер-министр этой страны хочет получать от Запада экономическо-технологическую помощь, и чтобы Россия защищала Армению от азербайджанской армии. В Ереване считают, что Россия более ничем армянам не интересна. Такое отношение не устраивает как русских, так и американо-европейцев. В действиях Кремля отчетливо видно раздраженность, вызванная Пашиняном.
Здесь уместно добавить к словам Т.Зульфугарова фразу из секретного документа по Армении, раскрытого 17 сентября 2020 года российским сайтом «Досье». В этом документе предположительно офицер Внешней Разведки России Светлана Максимова сообщает: «До августа, как обещал Миша, Никола нейтрализовать не удалось. Теперь, судя по всему, будет запущен жесткий сценарий».
Тофик Зульфугаров привлек внимание к инциденту после посещения МИД России делегацией Милли Меджлиса Азербайджана под руководством председателя Сахибы Гафаровой. В начале статьи мы писали, что в официальном сообщении ММ было внесено изменение, убрана информация о словах С.Лаврова про деструктивную политику Пашиняна и необходимости возвращения пяти оккупированных азербайджанских районов.
«По достоверной информации С.Лавров на встрече с председателем Милли Меджлиса заявил о необходимости освобождения оккупированных территорий вокруг бывшей административной границы НКАО (это подтверждено на брифинге М Захаравой). Однако по настоятельной просьбе "российской стороны" информацию об этом заявлении "кураторы прессы" в Азербайджане заставили убрать из всех СМИ. Это как понимать? Все, что сказал министр Лавров - это позиция сопредседателей МГ ОБСЕ с июня 1992 года. Почему пресс-службу ММ заставили изменить текст, кто это сделал и почему? Я требую внести ясность в этот вопрос, почему тезисы составляющие основу нашей позиции таким преступным образом пытаются спрятать?», - спрашивает дипломат.
«Кураторы прессы» не могли принять такое решение без прямого указания главы государства, - заметили мы, на что Зульфугаров возразил, сказав, что в этом случае «кураторы» могли не консультироваться с президентом, или неправильно его информировать.
Turan спросил его о связи между новыми азербайджано-российскими отношениями и внутренней азербайджанской кампанией «выявления пятой» пророссийской колонны в высшем руководстве страны. Т.Зульфугаров не считает разговоры о «пятой колонне» основополагающим фактором. В Азербайджане нет структурированной, тайной российской организации в высшем властной эшелоне. Есть политическая идеология, основанная на важности учета российских интересов во внешней политике Азербайджана, и есть ее апологеты в руководстве. Некоторые из этих людей нейтрализованы, смещены сдолжностей. Появление вместо них других чиновников с иным мышлением это естественный процесс, вызванный перечисленными выше объективными обстоятельствами. С отмиранием пророссийской идеи ее исполнители забудутся, исчезнут или мимикрируют под новую внешнеполитическую реальность. Уволенные чиновники могут некоторые время пытаться продолжать свои прежние действия, пока к ним не будут применены иные меры воздействия, или они примут новые реальности и станут исполнителями другой идеологии.
«Они способны на такую мимикрию», - сказал Зулфугаров.
Замена в должности министра иностранных дел Джейхуна Байрамова на Элмара Мамедъярова также не следует считать ключевым событием в оценке происходящих событий в азербайджано-российских отношениях, - завершил интервью для "Кавказского Узла" бывший министр иностранных дел.