Нагорный Карабах: независимость без независимых судов и независимых СМИ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 
Мой карабахский друг, журналист в Степанакерте просил меня опубликовать его статью везде, где смогу. Ваграма Агаджаняна карабахские власти не любят, ереванские тоже. Он отсидел срок в Шушинской тюрьме за публикацию статьи о карабахской коррупции, его мама не выдержала удара и скончалась. Ваграм не работает, в Карабахе нет свободных СМИ которые бы публиковали его статьи.
Ваграм дал подзаголовок: Журналисты уже в массовом порядке бегут из Карабаха - премьер-министр РА Никол Пашинян и президент РА Армен Саркисян не видят это позорище?
2 сентября с.г. Нагорный Карабах "отпраздновал" 29-летие своей независимости. Эту юбилейную дату непризнанная республика встретила в атмосфере всеобщего уныния и мрачной подавленности большинства граждан НКР.
Сезон отпусков подошел к концу, а тысячи граждан Нагорного Карабаха никак не могут получить свои нищенские зарплаты и еще более нищенские пенсии, размер которых в лучшем случае колеблется в пределах 80–200 долларов. Даже эти смешные суммы они получают с большим опозданием. Речь, в первую очередь, об учителях, которые встретили праздник с пустыми карманами.
Прогуливаясь в этот день по улицам карабахской столицы — Степанакерта, можно было с удивлением заметить, что обычная тусклая будничность, царившая здесь повсюду, как-то плохо вяжется с той телевизионной картинкой "всеобщего ликования", которая, судя по всему, предназначалась исключительно для жителей Армении и армянской диаспоры. Имитационные меры по организации строго локальных торжеств, принятые властями непризнанной республики, обычно носят настолько искусственный и примитивный характер, что становятся предметом насмешек многих, даже неоппозиционно настроенных карабахцев.
Складывается ощущение, что в этих "торжествах" участвуют 30-40 человек, которые собираются в мрачной советской резиденции руководителя НК Араика  Арутюняна, выступают с какими-то трескучими, по-северокорейски пламенными речами, награждают сами себя и своих близких, а потом уходят на традиционную попойку, наплевав на чувства и думы остальных 99% граждан. Никаких парадов, никакого веселья и шумных приемов, никаких льгот и преференций для населения — все в режиме провинциального мракобесия, поразительной отсталости и дурновкусия.

"Успешная экономика" и такая же "демократия" Нагорного Карабаха

Неизвестно почему, но "праздники" в НК, как правило, ограничиваются посещением могил, не требующим бюджетных трат, выступлениями каких-то редких малоизвестных групп из Армении и грохотом вечернего салюта, от которого сотрясаются обветшавшие здания близлежащих "хрущевок" с их перепуганными обитателями. Вот и весь "праздник независимости". Словом, всё, как в старые добрые "колхозные" времена…
29-ю годовщину своей "независимости" Нагорный Карабах, население которого не превышает численность населения одного ереванского квартала, как это не парадоксально, встретил с разрушенной экономикой, тяжелейшей социальной и морально-психологической обстановкой, массовой нищетой и растущими темпами эмиграции населения, грозящей перерасти в самую настоящую депопуляцию (сомневающимся тут рекомендуют провести перепись карабахцев в разных регионах РФ и других стран).
Сейчас вроде бы нет власти Баку, на которую жаловались карабахцы, нет советского диктата с коммунистическим аскетизмом — как говорится, сплошь и рядом независимость с богатейшими природными ресурсами. Одного золота в Нагорном Карабахе, по мнению российских экспертов, — на сотни миллионов долларов, (поговаривают даже о миллиардах), не говоря уж о миллионах тонн серебра, меди и прочих металлах. А счастья — все нет и нет: все тот же пауперизм, все то же засилье полукриминальных "сержоидов", нарушающих даже собственные непризнанные законы, все то же беспросветное существование — на грани физического выживания. 
По мнению многих жителей НК, причинами этой плачевной ситуации являются тотальное нарушение прав и свобод граждан со стороны властей НК, особенно — правоохранительных органов, на корню уничтоженная свобода слова и печати, атмосфера вседозволенности и несправедливости, всепожирающая коррупция, проникшая во все поры карабахского общества. Некоторые наблюдатели отмечают, что "идеологические" контуры военно-полицейского режима в Карабахе варьируются где-то между латиноамериканской хунтой и центральноазиатским ханством, но с неубедительным "демократическим оскалом".
 
Самое трагикомичное то, что "независимость" в Карабахе провозглашена на фоне полного уничтожения независимых судов и независимых СМИ. Суды, можно сказать, превратились в самые настоящие бандитские структуры, преследующие граждан по заказу "сверху", а независимых СМИ попросту не существует - их уничтожили по приказу Сержа Саркисяна и его криминального ставленника Бако Саакяна. Эта уголовная традиция продолжается и сейчас, во время правления Араика Арутюняна: не меняется абсолютно ничего!
 
Всеобщий хохот в Карабахе вызывают заявления руководителей НКР о том, что они якобы не вмешиваются в деятельность судов. Карабах - маленькая область, где все жители практически знают друг друга чуть ли не по именам и очень трудно скрыть факт назначения судей со стороны руководства НК. Эти самые руководители сами дают приказ, скажем, преследовать журналистов, а потом фарисейски заявляют, что не могут, видите ли, влиять на суды. Но особую ненависть власти Карабаха испытывают к журналистам - эта традиция не нарушается уже 30 лет.
 
Власти Нагорного Карабаха методично избавляются от ненужных свидетелей масштабного грабежа населения и природных ресурсов республики. Не выдержав преследований и тюремных заключений, Нагорный Карабах и Армению покинули и продолжают покидать многие представители средств массовой информации НК. Последним таким случаем стал председатель Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян: он попросту продал квартиру и выехал за пределы НК.
 
Задолго до него НК и Армению покинул собственный корреспондент агентства Интерфакс и сотрудник Департамента информации и печати при Правительстве НКР Борис Геворкян. Несмотря на подчеркнутую лояльность к властям, даже он был брошен в тюрьму. Оскорбленный унизительным отношением и устав от хронической бестолковости карабахских властей, Геворкян, по некоторым сведениям, тоже продал часть имущества и спешно покинул НКР.
 
Покинули Карабах и другие журналисты - Вардан Тащян, Гарегин Газарян, Гаяне Бегларян, Наира Айрумян, Айказн Гагриян, Стелла Саруханян, Людмила Григорян и многие, многие другие. Этот список можно продолжить. Сегодня в Нагорном Карабахе независимая и даже полузависимая пресса, как говорится, уничтожена на корню. По слухам, существует какое-то издание, которое мало кто видит, поскольку его попросту нет в киосках – как, впрочем, уже и самих киосков, число которых стремительно сокращается.
 
Закрываются и книжные магазины: предпоследний из них - знаменитый степанакертский "Азгиз" - давно прекратил свою деятельность. В столице непризнанной республики, имитирующей приверженность европейским ценностям, осталась одна мелкая книжная лавочка в нижней черте города - подальше от центра столицы и власть предержащих. Невежество и неинформированность должны носить повсеместный характер. неосведомленным невеждой гораздо легче управлять - так решили внешние силы и их ставленники в Нагорном Карабахе:
 
Власти НК любят проводить параллели между "цивилизованным Карабахом" и "варварским Азербайджаном", особенно в плане демократического развития. И что же мы видим в реальности? Выясняется, что руководитель "варварского Азербайджана" Ильхам Алиев ежегодно (!) выделяет финансовые средства даже нещадно его критикующим оппозиционным СМИ - каждой газете 60-80 тысяч долларов в год! А что делают правители "цивилизованного Карабаха"? А они, втихаря приказывая правоохранителям преследовать журналистов и строча на них доносы иностранным спецслужбам, отбирают у них последние копейки и права! При этом цинично заявляя, что они, видите ли, не могут влиять на решения судов! Вот такая "цивилизованность" и "демократичность"...
 
Сейчас все силы властей НК при координации с властями трех стран (догадайтесь с какими) брошены на "нейтрализацию" Ваграма Агаджаняна - главного редактора независимой армянской газеты "Третья Сила Плюс", закрытой усилиями Сержика Саркисяна и его зарубежных покровителей. Редактора даже закрытой газеты они рассматривают в качестве угрозы режиму.
Нас просто интересует один вопрос: журналисты уже в массовом порядке бегут из Карабаха - премьер-министр РА Никол Пашинян и президент РА Армен Саркисян не видят это позорище?
 
, - спросил в конце статьи Ваграм Агаджанян, главный редактор закрытой усилиями московского ФСБ и карабахской власти газеты "Третья Сила Плюс"
 
На снимке: руководитель Карабаха Араик Арутюнян