Госкомпании оказались иждивенцами и вообще за них надо взяться...

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Падение уровня добычи нефти в Азербайджане, потом кризис цены нефти плюс мировой коронавирус дали ожидаемый и закономерный результат - президент И.Алиев в последней речи сказал, что стране нужна либеральная экономика, государственные мегакомпании пользуется добротой государства и много едят, ничего стране не возвращая.

Касательно СОКАР (ГНКАР) - госнефтекомпании, претензии президента  непонятны, так как казна государства преимущественно заполняется доходами от продажи газа и нефти, которые добывает этот СОКАР.  А про "Азерсу",  Метрополитен, Железную дорогу,  Агентство автомобильных дорог, Электрическую компанию, Каспийское пароходство, Авиакомпанию АЗАЛ и множество других не столь известных госкомпаний вопросов нет: действительно, электровозы, вагоны, корабли и прочие капитальные вложения в этих компаниях оплачиваются азербайджанским государством, то есть налоговых выплат народа, а выгоды, оказывается, нет?  Зачем тогда нужны госкорпорации, которые к тому же в своих сферах монополисты, нам нужны?

Наш лоукостерский авиабилет дороже обычного

Ответ известен: нужны узкому кругу мужчин которые руководят этими бизнесимпериями, которые действуют фактически бесконтрольно, бесконкурентно, и соответственно, уровень коррупции там аналогичный.  В азербайджанской прессе вышла очередная статья о финансовом и имущественном состоянии президента АЗАЛ Джахангира Аскерова. Нет смысла  читать, так как что нового в том, что он .живет в нескольких виллах одновременно и также, наверное, купается в нескольких личных бассейнах с подстветкой и подогревом? Что народу от такой информации, если она не первая, а эффекта нет?

На фото офисные здания госкомпаний, в Баку

Президент заявил, что надо с этими госкомпаниями разобраться, он ждет представления ему проекта указа реформ, и сказал, что его подпишет.

В нормальных странах в таких случаях правительство идет на приватизацию убыточных государственных бизнес-компаний. Так было всегда, и такие советы правительству Азербайджана давали эксперты ЕС и США. Наконец, жизнь  заставила Азербайджан принять эти советы к действию.

Что будет дальше? Ответ прост.  Повторится известная история с приватизацией советского имущества директорами приватизируемых заводов. Тот же Дж.Аскеров, к примеру, или президент СОКАР Ровнаг Абдуллаев лично или через подставных фигур приватизирует эти компании, тем более только у них есть деньги чтобы все это купить. А так как государство больше для них топливо, пароходы, вагоны и самолеты покупать не станет, то всю финансовую нагрузку навьючат на народ через 2-3-е повышение стоимости билетов. 

А стоимость услуг в этих компаниях и сейчас недешевая, иногда на уровне цен в Европе, - возразит азербайджанский читатель. А кого это волнует? - отвечу я. 

Цены поднимут потому, что госдотаций больше не будет, а другого пути в бизнесе бывшие советские, а теперь азербайджанские директора и не знают, не учили и думать не хотят.  Если бы у нас было нормальное государство, тогда правительство создало бы механизмы противодействия описанному здесь  сценарию. Запустило бы в действие замороженное  антимонопольное законодательство, обязательную ежегодную отчетность о доходах чиновников, невозможность совмещения государственных должностей с бизнесом и пр. Но это не для нас.