Зардуштизм-огнепоклонничество-азербайджанцы-Новруз

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В агентстве Туран опубликована  статья, в подготовке которой я принимал участие. Статья имеет прямое отношение к нашему самому любимому празднику - Новруз, с другой стороны, будет интересна читателям потому, что изучение истории Новруза дает пищу для размышлений об автохтонности азербайджанцев в Азербайджане и на Кавказе.

Шекер-бура, семени, свечки, крашеные яйца, пахлава, прыжки через огонь –  традиции празднования Новруза (Новый день) – весеннее равноденствие. В них  прослеживаются зороастрийские  традиции азербайджанцев. 

С новым годом, дорогие товарищи!

Зороастризм – зардуштизм, по имени пророка Зардушта (Заратуштра, Зороастр)  возник   в первом тысячелетии до нашей эры, как одна из монотеистических религий. Ученые спорят о месторождении Зардушта. Но большинство склонно считать, что он родился на территории нынешнего иранского Азербайджана в 6-5 веках до н.э.

Из-за коронавируса массовые празднетства запрещены. Показываю читателям снятый мной фильм, с моим голосом. Работа проводилась в предыдущие годы

Иранский астроном З. Бехруз вычислил точную дату – 738 год до н.э., когда «обрел  веру» Зардушт.  С тех пор прошло 2020+62=2082 года. Как  и предки,  современные азербайджанцы ежегодно в мартовское равноденствие празднуют приход нового года, который наступает  вместе с пробуждением природы.  

Основным принципом зороастризма является триада: “Добрые мысли - добрые слова - добрые дела”. 

Зороастризм был распространен на Кавказе, но был в последующем оттеснен христианством, а затем исламом. Интересно, что у грузин, принявших христианство в 4 веке, зороастрийские традиции не сохранились, за исключением Аджарии, где отмечают новый год по солнечному календарю. По грузинской истории, зороастризм был господствующим до христианства, и его центром  была Мцхета, которая с 4 века стала столицей грузинского православия.

В редких армянских источниках пишут о связях между армянским ранним христианством и зороастризмом, но эти связи враждебные. В период поздней античности Армения была поглощена Византийской империей и Сасанидской Персией. При шахиншахе Йездигерде-II в Армении началось активное насаждение зороастризма и маздаизма, что вызвало решительный протест у большей части населения. Христианское духовенство и армянские князья на Арташатском Соборе 449 года ответили на послание Йездигерда с требованием принятия зороастризма, заявив, что в вопросах веры полагаются только на своего бога (П.И. Жаворонков, «Православная энциклопедия»).

Зороастрийцы поклоняются Богу Ахура Мазда, что в переводе с фарси означает “Мудрый Бог”. Ахура Мазда незрим и неосязаем, он Великий Создатель Вселенной и всего живого, только с его помощью можно достичь просветления. Именно поэтому в своих ритуалах зороастрийцы используют огонь - символ света и просветления, который противостоит тьме как символу зла и невежества. Ошибочно полагать, что зороастрийцы поклоняются огню.

Обязательной для зороастрийцев является молитва, исполняемая пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, до захода солнца, во время заката и ночная молитва), что имеет весьма любопытное сходство с последовательностью молитв в исламе. Перед молитвой принято совершать омовение. И здесь снова трудно удержаться от сравнения с ритуальным омовением мусульман.

Зороастрийцы верят, что все смертные по окончанию своего земного пути предстанут перед высшим и единственно справедливым судом Ахура Мазда. Над пропастью в Ад будет натянут мост, по другую сторону которого расположены райские сады. Этот мост будет широким и устойчивым для праведников и тонким, как лезвие ножа, для грешных душ. Не удержавшись на нем, грешники будут падать в огненные объятия Ада, где им суждено обитать вечно. Таково представление зороастрийцев о Судном Дне. И, хотя ничего подобного нет в Священном Коране, тем не менее, согласно исламской традиции, “сыраата аль мустаким” (в буквальном значении: прямой путь) представляется в трактовках именно в виде подобного моста, широкого для праведников и узкого для грешников.

Зороастрийцы убеждены, что существует как внешний, так и внутренний дьявол, толкающий человека на дурные речи и поступки. Здесь также хочется провести параллель с исламскими убеждениями, где существует дьявол Шайтан, отказавшийся поклониться Адаму и поклявшийся свести человеческий род с прямого пути, но существует также и некий “Карин” - альтер эго, внутренний голос, вполне способный упростить задачу Шайтана. 

Видимо с этой близостью связно то, что с приходом Ислама в 7 веке, зороастрийские традиции сохранились с народов, принявших Ислам, например азербайджанцев.  

Азербайджанцы сводное название коренных народов, населяющих  Азербайджан – это  тюрки, талышы, лезгины, аварцы, удины и др. Азербайджанцы как этнос сложились в результате постепенной консолидации автохтонных племен Восточного Кавказа (албанцев, удин, каспиев, талышей, легов, мидян, маннев и др.) с пришедшими в разное время племенами гуннов, огузов, кыпчаков. Тюркский азербайджанский язык пришел на смену азери (языку иранской ветви индоевропейской семьи) приблизительно в X—XIII вв. Выделяют отличные по говорам и культуре этнографические группы: карапапахи, падары, шахсе-вены, айрумы, афшары. (Журнал Вестник московского университета. Серия 23. ТЮРКИ КАВКАЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНОФОНДОВ ПО ДАННЫМ О Y-ХРОМОСОМЕ)

Лезгины называют праздник весеннего равноденствия  Яран-Сувар, лакцы – Инт дайдиху, кумыки – Шатман, аварцы «Их чIараб къо».  Праздник отмечается на государственном уровне в Дагестане.

Ежегодно в Баку праздничный огонь Новруза зажигается у подножья Девичьей башни главой государства. Азербайджанский историк архитектуры Давуд Ахундов обосновал значение этого удивительного сооружения в Баку в качестве культового для зороастрийцев.  Даже пишут, что не найденное до сих пор место погребения Зардушта находится в основании Девичьей башни. Ее построили на могиле основателя огнепоклонничества.

Празднование весеннего равноденствия - 20 марта, то есть прихода нового года начинается с последних  четырех вторников зимы. Каждый вторник символизирует одну из четырех стихий в последовательности  воду(су), огонь(од), ветер(йел) и землю(торпаг) и каждый из вторников  отмечается в семьях.  Почему вторники? Считается, что согласно священным писаниям сотворение мира всевышним началось со вторника.

Во второй вторник - огня,  а также в день равноденствия зажигается очищающий огонь, через который надо обязательно прыгнуть  и не раз с мольбой “Пусть мои невзгоды сгорят в этом огне!”. Таким образом, происходит очищение человека  от скверны старого года и наполнения его энергией огня. Тот, кто совершал этот ритуал, не мог не заметить облегчение от негатива прошлого. Костер нельзя гасить. Он должен дотлеть и превратиться в пепел, который  затем удаляется подальше от домашнего очага, а с ним все несчастья и беды.

Так заканчивается статья. Теперь можно обстоятельно обсудить главную идею публикации: азербайджанцы единственные на ЮК, которые ежегодно празднуют зороастрийский Новруз. Зардуштизм-зороастризм - это эндемичный, так сказать, корневой праздник этой земли, который отмечали огнепоклонники здесь задолго до миграции тюрок. Которые, разумеется, смешались с местным населением, подарив им язык и взяв обычаи, кухню и Новруз в частности. Это многое проясняют для тех, кто спорит о пришлости одних и автохтонности других, кочевых и оседлых и прочих интересных исторических штучках.