Российские шовинисты не знают, что они - шовинисты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В моем блоге очень часто обсуждается дурной национализм - то есть фашизм, или в российском преломлении иногда это явление называют шовинизмом.  Есть положительный национализм, когда люди просто обожают свою национальную этничность, культуру и пр., без предъявления ненависти к другим - такое нормально. Мы часто здесь спорим именно о шовинизме в России. 

МИД РФ не нашел расизм в Азербайджане, указав на Грузию и Армению

Вчера взял интересное интервью с интересным молодым, 27 лет, москвичом. Азербайджанец Рагим Джафаров, бизнесмен. Публиковал в социальной сети свои литературные записки, неожиданно к нему заявились люди из крупнейшего литиздательства и предложили опубликовать его книгу - роман «Марк и Эзра».

Первый роман Рагима вышел около месяца назад, он работает над двумя другими. 

В аннотации сказано, что роман написан в жанре  современной интеллектуальной фантастики (городское фэнтези): «Вечная молодость, красота, любовь, признание или богатство? Хозяин антикварного магазина Марк Кауфман торгует чудесами со всего мира. И никому не рассказывает о своем прошлом, хотя оно видится весьма странным. Марк не знает ничего о новейшей истории, но прекрасно осведомлен о событиях вековой давности. Однажды он берет к себе в помощники воспитанника приюта Эзру. Какова цена настоящих чудес? И что, если место мудрого наставника займет теперь ученик?»> - такой сюжет книги Джафарова, вкратце.

Беседовал в Баку с Рагимом, вначале о литературе в России, потом плавно перешли на национальный вопрос в той же стране. Привожу текст этой части беседы:

- Есть плюс и минус в нерусском ФИО. Оно выделяется и запоминается читателям. К тому же мое отчество Эльдар оглы. Где-то было написано, что авторы книги "Марк и Эзра" - Джафаров Рагим и Эльдар оглы, то есть два человека. Мне кажется, что нерусская фамилия даже выгодна в плане маркетинга книги. Хотя, однажды девушка просила меня книгу, и чтобы я ее надписал. Она подарила книгу маме, которая сказала, что книжка интересная, но жаль, что автор не русский.

- Расхожий в России образ азербайджанского рыночноко торговца сильно мешает в вашей жизни?

- Все зависит от круга общения. Людям творчества интересно общение с другими людьми, то есть другой национальности. Они могут интересоваться азербайджанской культурой. А в спальном районе Москвы, когда  сидишь на лавочке с мужиками, можно слышать:  «азеры, «цветы», «рынок», «гранат». Шовинизм бытовой в России есть, от него никуда не денешься.  Они не говорят так намеренно, они так думают: «ниче себе, не русский, а такой  молодец!». Они даже обидеть не хотят, просто у них есть такой имперский контекст: есть русские, а есть все остальные.  Это даже сложно назвать неудобством.  Я раз в год приезжаю в Баку, встречаюсь с дедушкой. Могу сравнивать. В России не интересно происходящее между Азербайджаном и Арменией, они вспомнили о регионе когда в Армении случился переворот и русские сказали: армяне  уходят в Америку, мы потеряли Армению. Если такое же случится в Азербайджане, они вспомнят об Азербайджане в этом ключе.

- Вернемся в некрасивую тему.  В России и Москве живет много азербайджанцев,  занимающихся интеллектуальным трудом. В медицине, науке… Но на ТВ России, формирующем общественное мнение, много армян.  Две азербайджанские телеведущие на московских каналах к Азербайджану отношения совсем не имеют. Как это  происходит?

- Наверное, для армян было актуальным сфера телевидения, им было интересно проявить себя на ТВ, а азербайджанцам в России, наверное, не интересно. Им интересна наука, музыка.

- Может армяне двигали своих в телевидение?

- Может и так, почему бы азербайджанцам не заниматься этим?

- Такая организованность у нас возможна?

- Любая организация возможна, если у вас есть условно 10-20 человек объединенных целью, чтобы занять посты. В Москве постоянно говорят про чеченцев, которые решают свои проблемы. Ну, так они собираются и делают…

- Вы чувствуете внимание к себе после издания книги со стороны двух действующих в Москве диаспорских организаций азербайджанцев?

- Пока не чувствую. Рядом со мной сидит Таир – первый азербайджанец из Баку, который мной заинтересовался посредством Facebook. Никого более ни я, ни моя изданная в Москве книга не взволновала. 

- Ощущаете вы себя в России азербайджанцем?

- Так или иначе да, у меня в Баку живет дедушка, я к нему ежегодно приезжаю, мне здесь тепло. Я родился здесь. Меня постановка вопроса выбора – русский или азербайджанец, заставляет сужать контекст. Такое ощущение как будто я должен сузиться.

- Современное представление национальности идентифицируется с гражданством: россияне, американцы, канадцы…

- Это постсоветские трудности. Мне кажется, в России чем дальше тем труднее с попыткой  русских понять себя. Как только поднимается национальный вопрос русских, сразу вспоминается татаро-монгольское нашествие.

- Но внешне вы на 50% русский, с голубыми глазами.

Обращаю внимание: о проблеме говорю не я, не анонимные тролли в блоге, а родившийся в Баку, с детства живущи в Москве писатель, гражданин РФ. Такова российско-московская действительность. Эта же Россия-Москва учит других ненавидеть нацизм, а тем кто плохо "учится" предъявляет военный ответ.  Такова реальность, нравится она ватникам или не нравится. Что скажете против, в оправдание?