Дорожные заметки о разной азербайджанской нации

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера в 8.00 вечера выехал из Илису и на шести транспортах (автобус, микроавтобус, поезд, метро, автобус, легковой автомобиль) утром в 9.30 доехал до дачи в Новханы. Когда утром вышел из вагона в Баку, неприятно ощутил душный влажный воздух, к которому мы в Баку привыкаем, а после гор приехав в столицу замечаешь, как в Баку трудно дышать. Приходится втягивать влагу в легкие, тогда как в горах сухой холодный воздух сам затекает в человека. Дома чистил зубы и почувствовал, что вкус новханинской воды хуже, намного, чем родниковые водопроводы в Илису. Там вода в дома течет прямо из ледников, а в Баку черт знает что пьем.

Характер азербайджанцев в видении московского ученого

фото мальчики в Сарыбаше (северо-запад на границе с РФ, Кавказ)



Разное отношение населения к окружающей среде. В Белокан-Шеки улицы не вылизывают, но уж точно подметают ежедневно, плюс богатая зеленая растительность придают ухоженный вид городам и селам. После того, как Илису заасфальтировали селяне понаставили свои коробки для мусора и требуют от приезжих и земляков стрелять бычками туда, а не на асфальт.

Как только поселковый автобус свернул с сумгайытской трассы в Сараи, потом я на легковой поехал в Новханы, сразу в глаза стали бросаться бетонные остатки бывшей стройки, кучи забытого песка, торчащие из земли арматуры и вообще после Илису все это сильно режет глаза. Потом привыкну.

Еще больше разница в людях. Я не буду оценивать по параметрам «плохой-хороший» так как мое мнение, во-первых, ничтожно и субъективно, во-вторых от того, что мне что-то в людях не нравится это не обязательно значит, что они плохие. А может я неправильно оцениваю?

В Азербайджане в разных регионах люди разные. Все отличается — говор, нюансы обычаев, религиозных отправлений (только нюансы!). Самое заметное это внешность, цвет волос, оттенок белой кожи, отношения между людьми, отношение людей к власти, к образованию, к другим государствам. Поясню: жители южных районов, соседствующих с Ираном, связывают с этой страной свои коммерческие интересы так как ездят туда часто и у некоторых есть в Иране родственники. А живущие на Севере, в Губа-Хачмазской зоне зависят от открытия-закрытия российской границы, через которую отравляют в РФ овощи-фрукты. В Баку много граждан, часто бывающих в Европе, отсюда другое отношение к христианской цивилизации, и т. д. Баку - это вообще гигантский котел, на выходе получаются так называемые «бакинцы». В последние лет 15 такое определение считается непотребным, негосударственным так сказать, а в советское время так и говорили: есть такая нация — бакинцы.

Повторяю — это не «плохой-хороший», в принципе все у нас хорошие, только это слово понимается по-разному. В это определение вкладываются различные составляющие. Действительно, если не зацикливаться на субъективным мелочах и глупых разговорах, то все у нас хорошие. Я за 720 км дороги туда-обратно не встретил ни одного вора-негодяя. Все попутчики выказывали мне уважительное отношение, ну и я к ним тоже.

Поезд Балакян-Баку, в котором я возвращался, в основном перевозит загатальцев, так как город Загатала самый крупный и развитый на этой линии из дальних районов (жителям Евлаха, который в центре страны и крупнее Загатала, садиться в поезд невыгодно, они добираются в Баку на авто).

Загатальцы близки к европейскому типу внешности и поведения в быту, сознания и грамотности. Живущие в центральных районах страны условно представляют смесь ирано-тюркского этносов, это видно по их внешности. Примитивно-историческое объяснение в народе нашим различиям во внешности сводится к тому, что арабы при их нашествии на Кавказ в горы не полезли, оставив потомков на наших равнинах.

Может и так, но это, повторяю, примитивно-народная сказка, правду знают специалисты. Факт в том, что где-нибудь в Сабирабаде-Имишли мужчину с внешностью Саддама Хуссейна можно встретить на каждой улице, а в моем Гахе таких типажей нет.

Сейчас среди части читателей включится национально-дебильная историческая бредятина сивой кобылы о том, что сказанное мной означает отсутствие азербайджанской нации. Кобылам сообщу в качестве ликбеза для начинающих, что американская нация включает белых пришельцев, чернокожих рабов и немного аборигенных индейцев, плюс постоянно прибывающие латиноамериканцы и прочие перелезающие через забор. И ничего, все они американцы. Испанцы могут не понимать друг-друга, французы тоже, в Канаде даже два государственных языка — французский и английский, но они канадцы, а россияне различаются между собой всем. Чего стоит вавилонская башня в одном только Дагестане. В итоге мы говорим об испанцах, россиянах, французах, американцах и канадцах. Также в Азербайджане.

Моноэтничность, объясняю: не благо, а приводит к национальному дебилизму, что мы видим в натуре. Так что замечаемая мной по дороге интересная разница это наше достижение, полезная изюминка и причина надежды на лучшее развитие Азербайджана и нашей азербайджанской нации.