Резня мусульман в оккупированной Турции и Баку - российский город
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Продолжаю публикацию моего интервью с московским историком Элдаром Аббасовым. Первая часть вышла в посте вчерашнего дня.
Поверженная Россия обязалась вернуть Турции Карс, Ардаган и Батум...
«Это известные факты. Однако я решил еще раз обновить память тех людей, которые в появлении Кавказской исламской армии в Азербайджане, в дипломатической борьбе Турции за интересы Азербайджана ищут подводные камни и пытаются бросать тень на бескорыстную помощь и поддержку Турции Азербайджану», – историк Элдар Аббасов.
Сегодня он отвечает на мой вопрос об отношении народов Кавказа к сложившейся новой геополитической ситуации в разваливающейся российской империи.
- Грузинская и армянская фракции Закавказского сейма встретили в штыки мирный договор, предусматривающий вывод русских войск не только из восточных вилайетов Турции, а также из Карса, Ардагана и Батума. Армяне были в ярости, так как для создания Великой Армении они рассчитывали не только на территории Южного Кавказа, но и на шесть восточных провинций Оттоманской империи – Ван, Эрзурум, Элязыг, Битлис, Диярбакыр и Сивас. Хотя ни в одной из названных провинций армяне не составляли простое большинство населения.
Еще в рамках своего визита в Тифлис в ноябре 1914 года Царь Николай II встречался с католикосом всех армян Геворгом V и обещал ему, что «армянский вопрос будет разрешен согласно ожиданиям армян по окончании войны, во время переговоров о мире». К моменту подписания мирного договора в Брест-Литовске большая часть вышеперечисленных провинций, включая Трабзон, находились под оккупацией российских вооруженных сил. Армянские добровольческие отряды в составе российских войск вели себя на занятых русскими территориях как настоящие хозяева и устраивали страшную резню мирного мусульманского населения.
Дочь великого русского писателя Льва Толстого – Александра Львовна, служившая сестрой милосердия на Кавказским фронте и вошедшая в Ван с русскими войсками, оказалась очевидцем и непосредственной свидетельницей зверств, учинённых [...] над мирным мусульманским населением в городе. «Вражда между турками и армянами длилась веками. Жестокости были с обеих сторон, но здесь, в Ване, нам пришлось наблюдать нечеловеческую жестокость [...]. Говорили, что [...] отрезали груди женщинам, выворачивали, ломали им ноги, руки, и жертв этой бесчеловечной жестокости я видела лично», – вспоминала она в своих мемуарах «Дочь». Подвергая восточные провинции Турции этническим чисткам, [...] не сомневались в победоносном завершении войны и реализации своих планов по созданию Великой Армении. Октябрьский переворот большевиков и вслед за ним подписание мирного договора со странами Центральных держав превратили Турцию в доминантный фактор в регионе. Первую скрипку в определении будущей судьбы народов Южного Кавказа стала играть уже не Россия, а Турция.
В соответствии с условиями мирного договора русские военные начали освобождать оккупированные восточные провинции Турции и уже к концу марта турецкие военные вышли на границы 1914 года. Этот процесс сопровождался грабежом и резней мирного мусульманского населения городов со стороны [...]. Русский историк А.Ставровский в своей книге «Закавказье после Октября. Взаимоотношения с Турцией в первой половине 1918 года»» так описывал зверство [...] перед эвакуацией из городов, которые русские передавали туркам по условиям мирного договора: «На смену уходящих русских воинских частей предполагалось выставлять национальные части, но организация их или затягивалась, или производилась настолько спешно, что давала неопытных, недисциплинированных и нестойких солдат. Оставшиеся же на фронте армянские национальные воинские части не могли задержать наступление турецких войск даже у крепости Эрзерума, который и был занят турками силой двух рот, 27 февраля (12 марта) – в первую годовщину Февральской революции, причем перед уходом из города дашнаки устроили грандиозную резню мирного турецкого населения, а отходя на север, уничтожили все населенные пункты».
Армянские и грузинские фракции Закавказского сейма были в панике. Сейм обратился к Турции с призывом вступить в мирные переговоры. Оттоманское правительство в принципе могло игнорировать этот призыв и продолжать идти дальше – вести свои войска в округа Карс, Ардаган и Батум, и восстановить границы 1877 года. Однако Турция согласилась сесть за стол переговоров в Трабзоне с делегатами Закавказского сейма, что придало легитимность органу управления отколовшегося от Российской империи Закавказья. Именно Османская империя инициировала легитимный процесс провозглашения не только Азербайджанской Республики, а также Грузинской и Армянской республик. Подписав по итогам Батумской конференции 4 июня 1918 года со всеми тремя новосозданными государствами Закавказья договор о мире и дружбе, Турция тем самым признала их как субъект международного права. По данным договорам Императорское Оттоманское правительство помимо всего обязалось оказать военную помощь правительствам Азербайджана и Армении в случае, если кто-нибудь попросит ее для обеспечения порядка и безопасности в стране.
У Армении не было необходимости просить военную помощь в обеспечении порядка и безопасности в стране. Ситуация с Азербайджаном была абсолютно иная. Столица только что провозглашенной Азербайджанской Республики Баку была в руках Бакинского Совета во главе с большевиком Степаном Шаумяном, который еще в декабре 1917 года был назначен Ленином чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа и Турецкой Армении. Вооруженные армянские отряды, выведенные из Кавказского фронта после подписания Брест-Литовского мирного договора, обосновались в Баку и превратились в опору Бакинского совета, считающего себя частью Советской России. Еще 31 мая 1918 года Народный комиссар по иностранным делам Советской России Г.Чичерин телеграфировал полномочному представителю РСФСР в Германии А. Иоффе, в которой говорилось: «Восточное Закавказье с Баку всецело наше. Теперь турецкое командование потребовало от Закавказья передать ему все железные дороги. Заявляет, что турки идут на Баку, где якобы мусульмане требуют помощи. Народные массы всякого происхождения там за нас. Это резкое нарушение Договора». Достаточно вспомнить, что по Всероссийской переписи населения 1897 года в городе Баку русские вместе с армянами составляли больше половины населения – русские – 35%, армяне – 17%, а азербайджанцы всего лишь – 35%. Именно это обстоятельство давало основание и возможность большевикам считать Баку русским городом.
(Продолжение следует)
[Отредактировано модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Недопустимо проводить связь массовых, военных преступлений с какой-либо конкретной национальностью. Кодекс этических норм Интернет-СМИ "КАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ"]