Измир 10: Семь Отроков и Дом Богородицы в Эфесе: много мифов и ноль доказательств

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последний день отдыха в Измире купили тур в Эфес

(об этом античном городе я рассказал во вчерашнем посте),

после посещения которого автобус привез нас к пещере Семи Спящих Отроков (православное название), затем в Дом Марии Богородицы. Все три исторических памятника находятся примерно в одном округе, расстояние между ними окол 20 минут езды. Места поистине библейские, кругом низкие горы поросшие низкой растительностью, много оливковых деревьев, между горами заболоченные места.

Проезжали мимо турецких деревень, в которых старых домиков осталось очень мало так как население живет в достаточно комфортабельных полтораэтажных домах с обязательным большим балконом величиной в дворик. Понравилось, что заборов в нашем азербайджано-русском понимании нет вообще! Территория одного турка отделена от соседской только металлической сеткой, иногда она натянута на метровую каменную стену. Снаружи видно все, что есть во дворе и на балконе турецкой семьи, это не мешает им жить комфортно. Мне нравится. Может причина отсутствия заборов в том, что турки очень расчетливы и экономны, на неприбыльный забор деньги не тратят. На крышах всех турецких домов обязательно есть один, а то и два солнечных водонагревателя простой и одинаковой конструкции. А крыши только черепичные, темно-красные. Металлическую крышу, которой покрывают дома в Азербайджане, я там видел только на ресторанах и экономических объектах. Черепичная крыша дешевле, красивая, но требует регулярного осмотра и замены треснувших черепиц. Приверженность турок к традиционной форме покрытия крыш меня тоже удивила. Но, может дело в строгих местных правилах, требующих от населения сохранения исторического вида домов. Гид говорил, что в этих местах можно сажать деревья, но нельзя строить без разрешения так как земля изобилует историческими ценностями. Пока археологи не перекопают участок, он будет неприкосновенен.

О Семи Отроках и Доме Богородицы я не знал, даже не слышал, так как религией не интересуюсь предпочитая не верить тому, что не объясняется наукой. Нас привезли к пещере и построенному затем вокруг нее комплексу зданий, в которых хранились ковчеги с телами умерших. Легенда о Семи Спящих (так их называют турки) расписана в христианских книгах, своя версия имеется в Коране. Мусульмане чтят эту Семерку.

Коротко легенда гласит о том, что семь убежденных христиан были замурованы в пещере как наказание за отказ от этой новой в ту пору религии. Но не умерли, а спали 200, по другим источником 300 и более лет — так их спас Бог. Проснувшись, шестеро послали седьмого купить хлеба. Они думали, что спали один день (хотя выросшие за 200 лет седые бороды должны были указать им на другой срок). В миру отправленный за хлебом предложил имевшуюся у него монету, а продавец, естественно, удивился увидев протянутую древнюю монету и решил, что перед ним преступник-гробокопатель. Проснувшегося увели в «следственные органы». Услышавший о случае царь сам решил проверить слова задержанного и обнаружил в пещере еще шестерых.

По исламской версии с ними была собака, также спавшая несколько веков. С тех пор эта семерка считается доказательством наличия Бога и его чуда воскресения.



Подробно об этой истории читайте в литературе, внизу я дал текст из Википедия.

В действительность этой истории, в возможность спать не умирая 200 и более лет я совершенно не верю. В то время христианство нуждалось в подтверждениях, вот и придумали историю Семи отроков. Человеку свойственно верить в то, во что ему хочется верить. Примеров тому много, да хотя бы наши последние события: взорванный украинскими спецслужбами в Донецке преступник, которого назвали бы преступником все страны включая Россию будь он вооруженным сепаратистом у них, мои читатели называют героем. Очень просто — им хочется видеть в нем героя, вот и видят не замечая факты и отрицая закон тогда, когда он им не выгоден. Если бы тот негодяй переместил свои преступления, скажем, на территорию Армении, подняв там вооруженный бунт местного этнического меньшинства, мои читатели радовались бы его смерти и расписывали какой же он был подонком. Так что не удивляюсь, констатирую факт глупости человеческой природы.

После посещения домов и пещеры Семи Отроков — а место это пыльное, по краям дороги много мелкого неубранного после туристов мусора: пластиковые бутылки, окурки, - мы приехали к Дому Богородицы. Это место идеально ухожено и обустроено, чистота везде, охрана, дорожки асфальтированные, построены кафе и сувенирные магазинчики, вход платный.



История последнего дома Марии Богородицы тоже практически высосана из пальца. Доказательств ее проживания именно в этом доме, куда она якобы пришла из Иерусалима на 43-м году жизни, нет. История собрана из несущественных для серьезного исследователя рассказов немки Катарины, которой совсем недавно, в восьмидесятых годах 20 века привиделась жизнь Богородицы в Эфесе до подробностей. Поверивший в ее рассказы некий христианин провел свое расследование, изучал книги, опрашивал местных жителей, сравнивал географию, форму и речные источники холмов в Эфесе с видениями немки и решил, что нашел место где мог быть дом Богородицы. Был обнаружен фундамент, несколько слоев кирпичной стены. Остальное додумали и построили потом, так что древним является только основание кирпичного домика, состоящего из прихожей и двух комнат. Фотографировать внутри домика запрещено. В прихожей выставлена фотография немки, на теле которой проступала кровь, причем в тех же местах где текла кровь Христа на кресте. Она же получала видения о последнем пристанище Богородицы. Точные подробности лучше читать в Википедия или других литисточниках.



Сейчас в Эфесе приносит постоянный доход хорошо отлаженный туристический комплекс.

Состоит из Домика Богородицы, стены в которую туристы вкладывают записки с пожеланиями и четырех родников, вода вытекает из одной стены.

По преданию, три родника гарантируют выпившим в них воду здоровье, любовь и деньги — каждый родник дает только одно. О четвертом гид умолчал. Я попробовал воду каждого источника, она одинаково невкусная и даже не питьевая. Явно подается по одной трубе, разделена на родники обычными водопроводными тройниками.

История последнего пристанища Богородицы больше похожа на проявление того же насущного христианского желания убедить людей в реальности того, о чем проповедуется. Оказывается, в мире есть другие места, в которых как считается, жила мама христианского Богочеловека. А самым раскрученным стал вариант в Эфесе.

Читатель Юнус Паша пишет мне в Fb о том, что перенесение легенды о Богородице в Эфес, на турецкую землю является злокозненным умыслом христиан, задумавших захват земли мусульман и придумавших для этого Дом Богородицы. Похоже на походы крестоносцев для «освобождения земли христовой», в которых никого они не освободили, а многое награбили.

Для меня главным является полное отсутствие научных доказательств проживания Марии в Эфесе. С таким же успехом можно состряпать культово-туристичекий объект в Новханы, а собирать прибыль буду я.

В Азербайджане есть свои религиозно-прибыльные объекты: в Хачмазе гора Бешбармаг у подножия которой проезжающие по шоссе оставляют миллионные пожертвования. В Нардаране свой гигантский храм с отлаженной системой сбора пожертвований. Куда деваются эти деньги, кто присваивает и сколько он потратил на строительство там многочисленных кафе и магазинов? Сколько получает с аренды и платит ли налоги? 100% прибыльный бизнес, основанный на абсолютно слепой вере миллионов.


Статьи в Википедия:


Семь отроков Эфесских(Семь спящих отроков; Семь святых отроков, иже во Ефесе; Семь отроков, во Эфесе спящих)  — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе 

Мученичество Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но, тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион — встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом[1]), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия. Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.



Монета Деция Траяна

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед)[3] ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло.

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, — тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною».

В православии

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому — 7 августа, а по Иерусалимскому — 4 августа[5].

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого Завального кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).

В католицизме

В католицизме отроков вспоминают 27 июня. Исключение составляют регион Регенсбурге (12 сентября) и Аквилея, Зальцбург и Пассау (13 сентября).

В исламе

Защитный амулет — каллиграфия с именами отроков

В 18-ой суре Корана Аль-Кахф говорится о юношах, скрывшихся в пещере от своих преследователей, желая сохранить свою религию. После того как они обратились с молитвой к своему Господу, Он усыпил их в пещере на 309 лет. Вместе с ними также была и их собака.

В исторической литературе и толкованиях Корана делаются предположения, что речь может идти о событиях, имевших место во второй половине III века. Римский наместник Дакьянус (возможно, что речь идет о римском императоре Деции) желал отречения этих юношей от веры в Аллаха. Это вынудило их покинуть свой город, после чего они укрылись от преследований в пещере. «И остались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (Коран, 18: 25). На протяжении этого периода все они пребывали в состоянии сна. Проснувшись, они посчитали что пробыли в пещере лишь один день. Через некоторое время молодые люди послали одного из своих товарищей в город, чтобы он купил для них еды. По пути он обратил внимание, что город сильно изменился. Подойдя к торговцу, он протянул ему монету. Однако тот заметив что монеты выглядят иначе, отвел этого юношу к правителю, которому он рассказал свою историю. В тот период в Римской империи уже господствовало христианство. Заинтересовавшись этим чудом, люди отправились к той пещере, на которую указал юноша. Они обнаружили, что все, кто был там, включая собаку, исчезли. После этого это место стало священным и там был воздвигнут храм

В Коране местонахождение пещеры точно не указано, но детали рассказа дают возможность предположить, что имеется в виду не эфесская пещера, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания.

Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания. В среде моряков пользовались популярностью каллиграфические композиции в виде корабля, составленные из имён семи отроков и, по мусульманской версии, уснувшей с ними в пещере собаки по имени Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир также надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи.

Распространение легенды

Миниатюра из «Золотой легенды»

Легенда распространялась из Эфеса. Уже в V веке она широко разошлась в Малой Азии и Сирии. Самым древним сохранившимся источником называют сирийский текст монаха по имени Иаков из Сарука (V век), написавшим гомилию, вошедшую в Acta Sanctorum и повлиявшую на тексты на других восточных языках. Этот же сюжет о спящих отроках встречается в житии Паисия Великого, написанном преподобным Иоанном Коловым (V век). Другая версия VI века встречается в сирийском манускрипте в Британском музее (Cat. Syr. Mss, p. 1090), там названо 8 спящих. Прочие публикации сирийских текстов: Land. Anecdota, iii. 87ff; Barhebraeus, Chron. eccles. i. 142ff., cf Assemani, Bib. Or. i. 335ff. Память семи отроков Эфесских присутствует в церковном календаре эфиопской православной церкви и у маронитов.

Среди византийских авторов её использует Симеон Метафраст, работавший на сирийском материале и создавший её греческий вариант в своих «Житиях святых» под месяцем июлем. Православная традиция основывается именно на этом варианте.

На Западе — в изложении на латинском языке, она известна с VI века (её сообщает Григорий Турский, опирающийся на Колобо, помещая в свою «De gloria martyrum» с указанием, что легенду ему рассказал некий сириец), а в VIII в. — Павел Диакон в своей «Истории Лангобардов». Павел Диакон помещает место действия в Германию: «На самой далёкой окраине Германии, на северо-западе, на берегу океана есть пещера под скалой, где с незапамятных времён спят семь отроков». Существует англо-нормандская поэма «Li set dormanz» («Семеро спящих»), написанная неким Шардри (Chardry). Но особую популярность она приобретает во времена крестовых походов. Её изложение находится и в «Золотой легенде» Якова Ворагинского. В «Римский мартиролог» история вошла под датой 27 июля, когда отроки и стали поминаться в католичестве.[8]

Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране.

Дом Богородицы — расположенное в ЭфесеТурция небольшое здание VII в. н. э. с подвалом, ориентировочно датированным I в. н. э., которое в конце XIX века католические миссионеры стали отождествлять с домом, в котором жила мать Иисуса Христа Дева Мария.

В качестве основания для подобного отождествления приводят свидетельства некоторых местных жителей и опубликованные видения немецкой монахини Анны Катерины Эммерих (1774—1824), которая в Эфесе никогда не бывала. За 2 года до смерти, во время одного из видений ей явилась Пресвятая Богородица и подробно описала место, где она жила до своего Успения.

Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария удалилась в 43 году во время гонения, воздвигнутого Иродом на христиан (Деян. 12, 1-3) вместе с апостолом Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. Ко времени же Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим, в котором и совершилось Успение Богородицы.

В 1950 г. здание было реконструировано и обращено в часовню, к которой стекаются толпы туристов. Хотя Ватикан официально не признал здание домом Богородицы, его посетили папы Павел VI (в 1967 г.), Иоанн Павел II (в 1979 г.) и Бенедикт XVI (в 2006 г.)