Армяне в оценке великих русских: теперь в романе Пикуля

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Известный армянам и азербайджанцам отрывок из пушкинского произведения "Тазит" обсуждался тоннами и километрами. Отношение Пушкина, выраженное устами старого чеченца-героя, поэтому понятно и слишком просто, чтобы выдумывать приятное для армян. Но они выдумывают. В любом случае место для выдумывания есть, была бы в голове фантазия. [...] оценивают слова про [...] однозначно и четко адресно. Не буду разъяснять, нет необходимости, кто знает тот знает, а кто не знает пусть спросит у знающих (Молла Насреддин).

Вот уж не предполагал, что в литературе есть оказывается второй не менее занимательный эпизод на ту же древнюю и злободневную оказывается для русских тему. В романе Валентина Пикуля "Фаворит" есть диалог императрицы с ее любовником-сановником Потемкиным.

«Потемкин сообщил ей, что вызвал Суворова:
- Велю протопопу кронштадтскому мирить его с женою. А потом совещание будет. Я да Суворов! Еще и армяне — Лазарев с Аргутинским. Станем судить о делах ихних. Армяне, люди шустрые, уже и столицу себе облюбовали — Эривань.
- Что толку от столицы, если и страны нет?
- Сейчас нет, после нас будет, — отвечал Потемкин».

http://www.e-reading.club/chapter.php/44779/98/Pikul%27_-_Favorit._Tom_2._Ego_Tavrida.html

Для удобства понимания предлагаю мой пост о карте Великой Армении

Как понимаете эту оценку вы? Азербайджанцы будут выдвигать версию презрения к армянам и армянской тяге вечно что-то чужое захватывать. Все-таки "шустрые" - это многозначно. Не "умные", не "благородные", а "шустрые", которые облюбовали столицу, когда и страны нет. А землю под страну где возьмут?

В то время армяне могли вести  речь о Турции, в то время они очередную Армению намеревались строить в Анатолии, а в XX веке, когда турки этот вопрос навсегда решили, пришлось армянам на арбах кочевать на Кавказ, куда их пригласила Россия. Но Пикуль точно указывает на Эривань. Это незнание истории писателем или желание сделать роман яснее для современного читателя, не знающего историю проживания армян в Турции?

Армяне будут хвалиться, говоря что быть "шустрым" - это очень высокая оценка, в которой есть все хорошее - благородство, ум, образование и даже склонность к математике. А про Эривань что скажут, если по Пикулю получается, что этот город не был армянским в то время? Скажут, что был. Но на это утверждение найдутся контраргументы, касающиеся статистических данных о численности азербайджанских турок, армян, грузин и других в городе Эривань.

В любом случае, отрывок из Пикуля очень интересный и неожиданный  для понимания сегодняшних событий, в которых агрессия Армении на Азербайджан с их стороны объясняется исторической принадлежностью Карабаха Армении, тогда как ни такой страны, ни столицы Эривань в то время и раньше на Кавказе быть не могло 

Благодарю за подсказку в FB Мисирхан Энвер

[Отредактировано модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]