Азербайджанская национальная идея против армянской: сравним результаты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прочитал статью Наиля Велиева,  заочно дискутирующего с армянским филологом Гарником Асатряном. Последний   в очередной раз задается вопросом “Какое место отведено в азербайджанской национальной идее нацменьшинствам?” и сетует  по поводу прав национальных меньшинств. Это еще одна  попытка создать  впечатление об Азербайджане как о государстве, взявшем за основу политику этноцида. Филолог из Еревана затрагивает тему этногенеза, культуры, генетики, лингвистики и тюркологии. 

http://kavkaztimes.com/%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3/

Велиев начинает именно с этногенеза, поскольку в интервью Асатряна красной нитью проходит тезис об ассимиляции тюркским кочевьем т. наз. коренного населения, в данном случае под “коренным” имеется в виду кто угодно, кроме как тюркский элемент.

Известно, что с 20-х годов прошлого столетия историография тюркских народов на всем советском пространстве строилась по концепции “пришел -> увидел -> ассимилировал“. Если бы Г.Асатрян изучал именно историю, а не конъюнктурные сочинения отдельных авторов, ему было бы ясно, что кочевая культура не может поглотить городскую (“оседлую”). В противном случае, если исходить из концепции “поголовной тюркизации”, местное население, которое Г.Асатрян называет коренным, являлось не столь высококультурным. Так же не в пользу данной концепции говорит тот факт, что талыши остались талышами, ровно как персы, армяне, лезгины и прочие. Выходит, на момент появления сельджуков, в нашем регионе должен был находиться немалочисленный тюркский элемент, с которым и произошла консолидация (а не тюркизация), - рассуждает Наил Велиев. Я с ним согласен.

Бесспорно, не выдерживает критики и утверждение автора об участии в этногенезе азербайджанцев адстратного (побочного) армянского элемента. Побочность армянского элемента – тема отдельного обсуждения, а пока Велиев напоминает Асатряну, что в Азербайджане не встречаются фамилии типа Вазгенлы или Мкртычоглу. В то же время, обвиняя азербайджанское должностное лицо в примитивном расизме, Г.Асатрян видимо забывает, что о генетической несовместимости армян и азербайджанцев заявлял в бытность президентом Армении еще Роберт Кочарян. Так что обвиняя кого-то в расизме начинайте со своиих президентов. Добавлю, что тему Кочаряна развивал также его ученик Саргсян.

Характерно и забавно, что о судьбе национальных меньшинств Азербайджана печется представитель страны, являющейся почти моноэтничным государством. Хотелось бы спросить Г.Асатряна, а на основе чего была построена национальная идея армянства, которое вытеснило из Армении почти все национальные меньшинства? Азербайджанцы  изгонялись из Армении начиная с конца 1987 года. Единственный крупный этнический массив русских численностью до 2000 человек остается в Лорийской области Армении: селениях Лермонтово и Фиолетово. В то же время инициатива властей Армении открыть школы с преподаванием русского языка закончилась провалом и обвинениями в “преклонении перед иностранщиной“. Складывается впечатление, что изучение другого языка таковым не является.


Также армянские СМИ и форумы пестрят статьями, в которых курды жалуются на притеснения, экономические и иные санкции, применяемые официальным Ереваном с целью выдавить их из Армении. В попытке скрыть данный факт, армянские СМИ даже активно штампуют “открытые письма” от малых народов Армении в адрес руководства Азербайджанской Республики, наивно рапортуя об отсутствии каких-либо притеснений.

Какова цель Армении, нацменьшинства которой доведены до актов самосожжения (читать здесь издесь), проявлять столь теплую заботу о национальных меньшинствах Азербайджана?

А ларчик открывается просто. Дело в том, что одним из шагов экспансионистской политики Армении является влияние на отдельных представителей этнических меньшинств Азербайджана – будь то талыши, цахуры, лезгины или аварцы, с целью создания условий для федерализации Азербайджана, поскольку подобное государственное устройство станет предпосылкой для развала страны. На данный момент со стороны СНБ Армении ставка сделана на талышских сепаратистов во главе с Аликрамом Гумбатовым, а также лезгинкое движение “Садвал”. Хотя подобные попытки до сих пор не имели успеха, на общественное мнение национальных меньшинств Азербайджанской Республики все же пытаются влиять, в том числе через интернет-издания, созданные армянскими группами, выступающими от имени наших нацменьшинств:

lezgistan.tv
antituran.info
tolish.com
tolishpress.org
realcaucasus.org
и др.

Наил Велиев дает определение основных устоев национальной идеи Азербайджана, специально для заботливых армянских филологов. Азербайджанская национальная идея является формой идеологии всех граждан Азербайджана, призванной сохранять и развивать ценности Азербайджанского Народа с целью сохранения государственности в рамках обеспечения выживания нации.

Поведение нации в рамках обеспечения собственного выживания должно быть прямо пропорционально отношению к нам ближайших соседей.  Н.Велиев предлагает соседям изучить эту идею и применить у себя, оставив в стороне как ненужную в первую очередь самим армянам нацидею о "геноциде" и героизации своего, родного и национального терроризма. 

Считаю утверждения Н.Алиева компетентными и обоснованными в историческом аспекте, которые соседям стоит анализировать, вспомнив о национальной катастрофе, к которой привела и приводит соседей собственная национальная идея.