Зия Бунъядов - человек с большой буквы, больной несгибаемостью спины
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На могилы одних лидеров приводят поклониться силой (госслужащих, другие сами не придут), а были еще люди, тропа к могилам которых не зарастает - так много желающих, даже не бывших лично с ним знакомым, вспомнить об ушедшем человеке. Конечно, личности такого уровня живут среди нас сейчас и родятся в будущем.
Сегодня - день рождения великого азербайджанца, академика-востоковеда, героя Советского Союза Зия Бунъядова (21 декабрь 1923- 21 февраль 1997), автора научных монографий, написанных им на основе арабских первоисточников: "Азербайджан в VII-IX веках", "Государство Ильдегизидов", "Государство Хорезмшахов" и сотен других ценных научных трудов.
Он был из тех, кого вспоминают с уважением все в Азербайджане, включая его завистников и недоброжелателей. К последним, конечно, не относится журналист Натиг Джавадлы, видевший академика Бунъядова в годы его депутатства в Милли Меджлисе. Натик рассказывает:
- Он был единственный в азербайджанском парламенте, при виде которого затихал Джалал Алиев - брат Гейдара Алиева. Тоже депутат Милли Меджлиса и академик-секретарь биологического отделения Национальной Академии Наук Азербайджана. Затихал потому, что Бунъядов не был фальшивым депутатом-академиком, голос Бунъядова был громким, так как право говорить он получил от народа. Однажды Джалал Алиев вновь разбушевался в парламентских прениях, а когда закончил говорить взял слово Бунъядов и сказал: Джалал Алиев, сказанное тобой не стоит и гнилого ореха. И все. С другой стороны даже звука не послышалось. Вопрос был закрыт.
Я тоже в те годы был корреспондентом в Милли Меджлисе и хорошо помню, как Джалал Алиев, сидя в правом углу первого ряда, в зале парламента, с места руководил действиями председателя ММ Муртуза Алескерова.
Вспоминает правозащитник Аловсат Алиев:
- Если не ошибаюсь, в мае 1994-м года Зия Бунъядов приезжает в родной город Астара (на границе с Ираном - К.А.). В городе торжественный митинг, возможно в честь приезда именитого астаринца. Выступает глава исполнительной власти, сообщает что принято решение выделить в самом красивом месте Астары земельный участок для именитого земляка. Зия Бунъядов тут-же в микрофон говорит во всеуслышанье: мне земли не надо, отдайте ее тем кто в ней нуждается...
В Азербайджане стреляют в висок таким - здравомыслящим и честным личностям, - пишет в ФБ А.Алиев.
Я лично знал покойного академика, как знакомы журналисты с именитыми людьми. В первые недели моей работы в газете "Ени Мусават" кто-то из коллег посетовал на то, что Бунъядов не дает интервью. Я удивился и вызвался попробовать, в ответ услышал смех коллег, а главный редактор Рауф Арифоглу даже обещал наградить меня денежной премией если мне удастся осуществить задуманное.
На следующий день прихожу в главное здание Академии Наук, поднимаюсь в Институт востоковедения. Прихожая директора института открыта, сидит секретарша, открыта также дверь кабинета директора. Говорю секретарше о цели моего визита, она кивает мне на дверь директора, предлагая войти (так и было, без всяких записей в журнал и долгого ожидания в прихожей). Вхожу робея. За столом, заваленным книгами сидит, читая рукопись сам Зия Бунъядов в сорочке с галстуком. Пиджак с знаменитой звездой героя СССР, полученной за командование штрафбатом в Великой Отечественной войне на стуле, рядом. В штрафбат он был отправлен, несмотря на предыдущие геройские поступки в боях, за спор с командиром.
Академик поднимает глаза на меня, я в волнении прошу разрешения с ним переговорить. Он объясняет, что через пять минут должен спускаться вниз на собрание Ученого совета и сейчас читает свое выступление. Тут входит секретарша со стаканом горячего чая. Я невероятно борзею и прошу интервью, указывая на чай который ему предстоит выпить, а значит у нас есть еще время для разговора. Академик соглашается.
Пять минут растягиваются наверное на час. Зия Бунъядов ответил на все мои вопросы, рассказал о своей жизни до войны, и после (его героизм на фронтах войны с Германией я решил тогда не затрагивать понимая, что двух обещанных мне газетных страниц для такого рассказа не хватит. Жаль... надо было спросить о войне.).
Особенно запомнился мой вопрос: почему он, такой уважаемый и авторитетный во власти человек, не обзавелся всем тем что имели тогда директора институтов? (Директоров институтов с звездой героя вообще не было, он один). Зия Бунъядов ухмыльнулся в усы от ответил: сынок, у меня есть такая болезнь - спина не гнется (я вначале не понял, о какой болезни он говорил). Не гнется, даже когда надо...
После окончания интервью, выпив чай с академиком я вместе с ним спустился в зал заседаний. В течение часа ожидавшие Бунъядова научные сотрудники все встали...
Личностей такого масштаба сейчас в Азербайджане нет, это факт.
Зия Бунъядов был убит подло, когда вошел вечером после работы в блок многоэтажного обычного дома, где была его квартира. Официальная версия такая - его застрелил религиозный фанатик по указанию иранских служб, считающих академика агентом мирового сионизма. Верующие-фанатики были недовольны тем, что Бунъядов перевел Коран со своими к этой книге заметками. В народе этой версии не верят, считают что его лишили по указанию власти. Тогдашний президент Гейдар Алиев выступил на похоронах академика с сильной, проникновенной речью, говоря о сильной душевной боли от того, что злая рука убила такого великого человека. Я в искренность также давно уже покойного Гейдара Алиева верю, он уважал сильных людей, тем более фронтовиков, тем более ученых мирового уровня. Еще больше поверил в лучшие отношения между Г.Алиевым и З.Бунядовым прочитав сегодня воспоминание Асема Гашимлы - в 1992 году астаринского мусаватиста:
- В конце мая 1992 году мы, активисты астаринского Народного Фронта собрались в здании Исполнительной власти Астаринского района, горячо обсуждали жаркие события в Азербайджане и мире. Услышали, что в Астару приехал наш знаменитый земляк З.Бунъядов и конечно, прервав собрание побежали на городскую площадь. Академик был проездом в Иран вместе с другом. Собрался народ, задавали ему вопросы о президентских выборах в Азербайджане, всем хотелось узнать мнение такого светилы, бывавшего в мире. Запомнился его ответ на русском языке, сопровождаемый характерным движением руки: "Ала, какие выборы, какой Народный Фронт! Идите гуляйте... Если Гейдар Алиевич не будет у власти, не будет Карабаха и вообще ничего не будет". "Во всяком случае, его мечта о приходе к власти Г.Алиева сбылась, - думаю с тех пор каждый раз, вспоминая З.Бунъядова", - пишет Асем.
Со времени убийства Бунъядова прошло 19 лет, а имя этого человека и сейчас приводит в бешенство врагов Азербайджана - настолько он был патриотом, бившим сильно и точно в цель. Читатели убедятся в этом, просматривая реплики после этого моего поста. Безуспешная война врагов с научным наследием Бунъядова видна по википедиевской странице, посвященной этому человеку. В Википедия промышляют по меньшей мере два отъявленных негодяя, открыто признающихся в их финансировании из Еревана. Эти, рук не покладая, заняты стиранием из виртуальной энциклопедии информации об азербайджанских героях, ученых и поэтах. Страницу о З.Бунъядове уничтожить не могут, но подлых предложений, ставящих под сомнение значимость этой исторической фигуры они там понаставили. Не понимают, что такими делишками историю Азербайджана, сотворенную великими нашими соотечественниками, им не замарать.