Наши свадебные кошмары

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Роскошная девушка Лия  изрекла и поделилась в сети крылатой фразой: "не люблю пригласительные и обожаю свадьбы".  Лия, понимаю вашу нелюбовь к пригласительным открыткам но поверьте, что вас  можно назвать счастливицей в сравнении со мной, для которого неприятное чувство начинается  с пригласительного конверта и нарастает по мере приближения даты свадьбы. А само так называемое торжество - это просто кошмар. Причем качество  кошмара ухудшается по мере роста курса доллара.  на свадьбах радуешься, только если благополучно покинул тот крашенный барак, называемый  "Шадлыг сарайы".  Нет, конечно, близкие родственники и члены семьи новобрачных могут искренне радоваться тому, что удалось спихнуть (пристроить, обеспечить, занять, связать...)  дочь или сына. Но я не о близких...

 

Свадьбы с гатыгом и хияром

 

Позвали на свадьбу.   Система сбора дарственных денег в наших свадьбах организована прекрасно. Можно сказать, что эта часть свадебного торжества самая эффективная, ведь на урну с прорезью уложены пустые конверты, которые не надо облизывать, и шариковые ручки тут как тут. Как в бухгалтерии при получении зарплаты.

Дальше шло по ниспадающей. В долме были листья, но не чувствовался мясной фарш, кутабы состояли из сыроватого теста,  "кастрюльный" хлеб (газан чорейи) царапал небо, а водка  настолько фальшива, что в кабинете химии  школы можно изготовить лучше.  Музыка...   У нас такую называют "гатыг" - простокваша, мацони, словом все, только не музыка. Одна и та же гулкая фраза поднимается на тон выше, потом на еще один, потом опять один и так пока позволяют голосовые связки "певца" с лицом "хияра" (огурец, - имеет прямое отношение к азербайджанской околомузыкальной псевдокультуре).  Следующая песня начинается сразу после приказного приглашения тамады к дяде (тете, отцу, бабушке жениха/невесты) подойти к микрофону и сказать что-то непонятное и ненужное никому из гостей. Главное, чтобы он говорил недолго и уходя, оставил музыкантам банкноты.  Следующая песня отличается от предыдущей тем, что на этот раз один и тот же рефрен повторяется с опусканием на тон ниже, потом еще и еще насколько позволяет живот певца, издающий голосоподобные звуки.  Мелодия непонятна и даже неслышна в гуле массового веселья и прыгающих в центре дам и мужчин, раздвинувших руки так, как будто надо сдерживать падающие на них стены.

 Если вы думаете, что тот кошмар закончился моим спешным уходом, - почти ошибаетесь потому, что я действительно благополучно и рано соскочил, но потом,  уже без меня там  произошла массовая драка. Неизвестный гость спьяну (пока они не выпьют - поражают учтивостью, разве только книксен не сделают) вытащил нож на певца. Остальные молодые и не очень гости мужского пола быстро  выволокли его на площадку перед Домом торжеств и били до тех пор, пока стоящая  наготове полиция не определилась с тем, кого арестовывать можно, а с кем лучше не связываться. Полисмены и дождавшись подкрепления  принялась запихивать пьяную орду в свои УАЗики. Всю следующую неделю гости обсуждали:  кого засадили на 10 суток, на кого поднято "дело" в прокуратуре и в какую цену обойдется дебоширам  "решение проблемы".

 

БЕЖАТЬ ОТ КОШМАРА

 

Об азербайджанской свадьбе, вернее царящей на этих "народных празднествах" безвкусице и пошлости кто только не говорил! И все-то знают насколько там плохо, опасно для желудка и так шумно, что просишь соседа передать солянку  криком, как командующий парадом без микрофона.   Но народ не переделать. Редко кто из родителей брачующихся найдет в себе смелость перебороть мнение окружающих и сыграть действительно красивую свадьбу.

Что делать, как решать проблему?  К административно-запретительным методам,  о которых мы слышим в разговорах с жителями современной Нахчывани, прибегать все-таки не стоит.  Мы же не в казарме и даже знаем как грамотно пишется слово "демократия".  Единственно правильный метод (ИМХО) - воспитание высокого вкуса с раннего детства, пропаганда скромности, эволюционное развитие массовой культуры и никаких административных указов.  Для эффективной разъяснительной работы в массах у нас достаточно самых разных СМИ и свыше десятка общенациональных телеканалов.  Что-то они  иногда на эту тему говорят и пишут, но явно недостаточно. Мой кошмар на свадьбе это явственно показывает.

Радует, что в обществе четко понимают и приняли недопустимость подобных свадеб. Массовое раздражение не скрывается, причем мысли выражают на тех же свадьбах, что называется - кстати.   Мой двоюродный брат Сабит перешел от слов к делу лет 10 тому назад: на свадьбе его сына деньги не собирались, а музыкальную часть поручили классическому азербайджанскому мугамному трио из тариста, виолончелиста и певца.  Музыканты исполняли без микрофонов, а в зале было настолько тихо, что всяк мог побеседовать и послушать, не мешая другим.  Вкусно и безопасно. За мою почти 60-летнюю жизнь эта свадьба была единственной, которую хочется вспоминать.

В столице становятся обычными свадьбы, на которых молодежены и даже их друзья или коллеги исполняют для гостей поставленный хореографом и выученный заранее красивый танец. Гостям такой подарок неизменно нравится.  Прижился у нас европейский обычай кидать назад подругам невесты цветочный букет: его поймавшая выйдет замуж следующей.  Скрашивает мучения гостей красивый выход танцовщицы с пловом в руке и факелоносцами по краям. Поощряется все трезвое и цивильное, но уходить из того что есть, необходимо.  Ничего плохого с нашим менталитетом не случится,  не умерла же нация от того, что невеста танцует на своей свадьбе не меньше гостей, хотя в прежние годы она глазу поднять не могла "от стыда". Если на азербайджанских свадьбах станут, как в России, работать массовики-затейники, организовывая игры и розыгрыши . -тоже вариант выхода из нынешнего кошмара.  

Опубликовано в Вести.аз, Кямал Али