Сатира и критика в адрес власти была в Азербайджане даже в царское время
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Исторический журнал "Молла Насреддин" остается в череде азербайджанских СМИ самым острым и принципиальным, причем на острие пера авторов журнала попадались представители власти в самые что ни на есть времена самодержавия. Талантливая журналистка Кёнуль Халилова опубликовала в британском сайте bbcazeri.com 5 марта 2015) прекрасную статью с иллюстрациями. Работа Халиловой так хороша, что к ней не нужно ни прибавить, ни убавить. Нашим читателям эта публикация может быть интересной еще и потому, что представляет возможность взглянуть на жизнь азербайджанцев в начале XX века.
Статья называется:
"Молла Насреддин": Charlie Hebdo по-азербайджански
За сто лет до того как исламские экстремисты напали на журналистов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, во времена Российской империи, другой очень похожий сатирический журнал играл важную роль в жизни мусульман Кавказа.
Азербайджанский еженедельный журнал "Молла Насреддин" печатал революционные по тем временам материалы, высмеивая и русского царя, и иранского шаха.
Основанный в 1906 году журнал, смело обсуждал политические события и, кроме того, боролся за права женщин и всячески приветствовал распространение западного влияния на исламском Востоке.
Главным редактором журнала был Джалил Мамедкулизаде, известный также под именем Мирза Джалил, знаменитый азербайджанский журналист и писатель.
В его романе "Мертвецы" главного героя, атеиста и алкоголика, считают сумасшедшим за то, что он привык говорить правду о темных сторонах жизни. Например, о том, что девятилетнюю девочку принуждают выходить замуж за 50-летнего мужчину.
Первый выпуск журнала
Свое название журнал получил по имени фольклорного персонажа Моллы Насреддина (также известного как Ходжа Насреддин). Он является героем множества сатирических рассказов и анекдотов.
На обложке первого выпуска журнала "Молла Насреддин" изображена "пробуждающаяся нация Востока". В последующие двадцать лет своего существования журнал сделал себе имя, показывая мир своим читателем через карикатуру и текст.
Другой известный писатель того времени, Абдуррагим-бек Ахвердиев писал в своих воспоминаниях: "Первый выпуск журнала был настоящей бомбой. Муллы говорили, что подобному журналу не место в доме мусульманина. А если он окажется в доме, надо взять его щипцами и бросить в нужник".
В отличие от других изданий того времени, имевщих большое влияние в Турции, России или Персии, "Молла Насреддин" обращался к малообразованным читателям.
Текст в журнале был очень простым, а карикатуры доступны для понимания, часто изображая религиозных лидеров, которых журнал называл врагами образования и светского общества.
Мирза Джалил сказал бы, что его журнал был продуктом своего времени, когда необразованное большинство управлялось Персидской и Российской империями, а направление обществу задавалось религиозными лидерами.
Журнал выпускался на азербайджанском (первоначально в арабском алфавите, а позже, после прихода к власти большевиков, латинском). Иногда журнал выходил и на русском.
В журнале публиковались, например, карикатуры, недвусмысленно указывающие на разницу между образованием религиозным, или "азиатским", и светским, то есть "европейским".
Женщины показывались всего лишь бесправными существами, не имеющими права голоса ни в обществе, ни в семье, где их избивали и угнетали мужья.
Смертельно опасное дело
"Молла Насреддин" совершенно ясно давал понять, что противопоставляет себя вмешательству религии в частную жизнь и жизнь светского государства.
Безусловно, насмешки над духовными лицами и борьба за права женщин были делом рискованным.
Иранские муллы издали фетву, призывающую к убийству Мирзы Джалила. Он подвергся нападению в Тифлисе, где издавался журнал, его жизни постоянно угрожали.
"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство - авт.), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.
Но для своих читателей журнал открывал окно в мир политики, пусть и в сатирической форме.
Большое влияние на Мирзу Джалила оказали русские писатели, особенно Гоголь и Чехов.
В команду журнала входили немецкий карикатурист Оскар Шимерлинг, живший в Тифлисе, и азербайджанский художник Азим Азимзаде.
В "Молле Насреддине" работал поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, который в стихотворной форме писал о правах женщин и необходимости образования.
Новые времена
В 1918 году журнал сыграл важную роль в основании Азербайджанской Демократической Республики, которая просуществовала всего два года, до прихода к власти большевиков.
Зейнал Мамедли, медиа-эксперт из Азербайджана говорит, что большинство министров новой республики были поклонниками "Моллы Насреддина".
Еженельник сыграл не последнюю роль в том, что в 1919 году женщинам Азербайджана было дано право голосовать, в это же время в Великобритании и США женщины тоже получили право голоса.
Только листая старые копии журнала в азербайджанской Национальной библиотеке, становится очевидно, насколько талантливы были авторы и художники "Моллы Насреддина".
Например, в 1929 году в одном из выпусков журнала было опубликовано изображение пророка Мухаммеда, хотя его лицо не было показано.
К этому времени Азербайджан стал одной из советских республик и журнал стал выпускаться в Баку. При том, что большинство населения составляли мусульмане.
Одна из карикатур изображала диалог между Иисусом и Мухаммедом и показывала людей, выпивающих на Рождество, давая читателю понять, что мусульмане, несмотря на религиозные запреты, употребляли горячительные напитки.
Но существование журнала при Советской власти продлилось недолго. В начале 30-х годов власти потребовали от Мирзы Джалиля переименовать журнал в "Безбожника", чтобы соответствовать принципам советской идеологии.
Бессменный редактор журнала так и не смог смириться с большевистской цензурой и вскоре покинул свой пост.