Америка с Рамисом Юнусом: мультикультурализм
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После буквально идиотских событий в Германии, суть которых в том что радушно принятые немцами арабские беженцы грязно оскорбили местных женщин, - понятие "мультикультурализм" приобрело резко негативный смысл. Мало того, еще и этот год в Азербайджане объявлен как назло Годом мультикультурализма.
Со мной и нашими читателями поделился размышлениями на эту тему американский политолог, выходец из Баку Рамиз Юнус. Предлагаю вниманию друзей его статью.
Сегодня много и часто произносят слово “мультикультурализм» и, как всякое иностранное слово, оно обросло массой домыслов. Но если их отшелушить, то все упирается в один вопрос: как организовать демократическое политическое общежитие в условиях культурной неоднородности населения? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мне не пришлось далеко ходить, т.к. самым наглядным примером мультикультурализма могут служить США и та система демократических ценностей, которая сегодня составляет основу американского общества.
ОТ СЕГРЕГАЦИИ ДО ПРЕЗИДЕНТА
Процесс мультикультурализма в США начался с момента борьбы с политикой расовой сегрегации, которая существовала в стране два столетия, пока 2 июля 1964 года президентом Линдоном Б. Джонсоном не был принят «Закон о гражданских правах», поставивший сегрегацию вне закона. Это означало, прежде всего, изменения в символической политике — было объявлено, что «black is beautiful», что у чернокожих тоже есть своя особая культура и она должна быть признана. А еще это означало проведение так называемой политики утвердительного действия, т.е. расового квотирования при приёме на работу и в университет. За прошедшие с тех пор годы, США прошли огромный путь в этом вопросе, и наглядным результатом этого пути можно назвать выборы 2008 года, когда впервые за всю историю США президентом стал Барак Обама, первый представитель афроамериканского меньшинства (их всего 15 % населения), ставший 44-ым хозяином Белого Дома.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК АСПЕКТ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Так уж получилось, но я иммигрировал в США вскоре после трагедии 11 сентября 2001 года. Не буду скрывать, что как человек, исповедующий Ислам, внутренне я был готов ко всяким возможным сложностям, учитывая тот негативный фон, которым были заполнены многие американские СМИ на тот момент. Но по мере того, как я стал интегрироваться в американское общество, мои страхи улетучились сами собой. Я уже писал статью под названием «Толерантность в США», поэтому не буду повторять озвученные там мысли. Добавлю лишь, что мультикультурализм — один из аспектов толерантности в обществе, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. И только такая политика последних десятилетий, направленная на сохранение и развитие в США культурных различий и, обосновывающая такую политику, существующая идеология мультикультурализма и могли принести такие плоды. Иначе трудно вообразить, что ожидало бы страну, если бы после этого варварского акта терроризма её охватила волна ксенофобии и людей стали преследовать за их религиозные убеждения. Мы можем наблюдать это во многих странах мира сегодня… Американское общество моментально и довольно жёстко отреагировало тогда на несколько фактов ксенофобии, появившихся вскоре после трагедии 11 сентября,- страна пресекла их в самом зародыше. В этой связи уместно напомнить как министерство юстиции США в ноябре 2008 года подало в суд на школьный округ Беркли, штат Иллинойс, за отказ отпустить на Хадж в Мекку учительницу местной школы Сафуру Хан, и как простая учительница выиграла суд и восстановилась на работе, получив материальную компенсацию. Я уже не говорю про случай пастором Джонсом, которого осудила вся Америка за его идиотизм со сжиганием Священного Корана.
ЕВРОПА НА ПУТИ К МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМУ
Растущий из года в год огромный поток иммигрантов со всего мира, стремящихся не только в США,но и в Канаду и страны Евросоюза требует комплексного и системного подхода в этом вопросе, т.к. этот поток остановить уже невозможно. Создание Шенгенской зоны в 1993 году, открытие границ и создание Евросоюза как прообраза европейских Штатов, куда сегодня входит 28 европейских стран, говорит о том, что современная Европа уверенно движется по пути мультикультурализма. И хотя этот процесс сталкивается на своём пути с огромными как политическими, так и экономическими проблемами, особенно это заметно в некоторых экономически слабых странах, идеология мультикультурализма уже шагает по странам Европы всё увереннее. Особенно эта идея успешно продвигается в экономически развитых странах, где наблюдается значительный приток иммигрантов.
НЕ МОЖЕШЬ ПОБЕДИТЬ — ПРИСОЕДИНЯЙСЯ
Нравится это кому-то или нет, но в современном мире, где всё развивается такими бешенными темпами, надо не создавать препоны в вопросах демократии, а наоборот — облегчать возможность свободного передвижения по миру всего того полезного, что придумало человечество, а это и вопросы культуры, и вопросы экономики, и просто вопросы общечеловеческих ценностей, которые должны взаимообогощать страны и народы. Сегодня уже никого не удивляют совместные разработки и научные открытия по Интернету многих Нобелевских лауреатов, т.к. идёт свободный обмен информации и технический прогресс уже не остановить, точно также как и не остановить поток иимиграции в Европу и Америку из многих неблагополучных стран, включая и огромный поток иммигрантов из Азербайджана, которых только в России несколько миллионов. А тем горе-политикам на моей исторической Родине, кто превратил страну в оплот авторитаризма и всячески страшится любого проявления демократии , я бы советовал вспомнить известную английскую пословицу: «Ifyoucan’tbeatthem, jointhem»: не можешь победить-присоединяйся».
Рамис Юнус.
США.