Религиозный экстремизм для Азербайджана неприемлем
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Поделюсь моим отношением к последним событиям в Азербайджане, вызвавшим принятие жестких законов для преследования, уничтожения любого религиозного радикализма.
Тяжелейшие события в Нардаране – а убийство одними азербайджанцами других это ужасно, неважно: какой они веры и должности, начались не 26 ноября, когда собравшиеся на площади жители поселка встретили прибывшую туда группу полицейских. Правильнее сказать, что трагедия разворачивалась на наших глазах в течение около 20 лет или больше, когда там постепенно уходили в тень законы светского государства, заменяемые постулатами шариата в иранском его понимании.
И второе – для лучшего понимания тяжести ситуации следует смотреть шире, вспомнив о другой трагедии, произошедшей в эти же недавние дни. В далеком от Апшерона городе Загатала, с достаточно светским и грамотным, при этом исторически суннитским населением, местные ваххабиты насильственно увели из города и отрубили обе руки бывшему товарищу по религиозной общине, 26-летнему Вюсалу Баширову. За то, что он, как объяснил отец несчастного парня, отказался выполнить обещание и отправиться в Дагестан – воевать с Россией или оттуда перебраться вместе с другими в Сирию.
Для полной ясности вспомним про ИГИЛ, теракты в Париже, в небе Египта, в Стамбуле, такие же как в Загатала страшные казни невинных людей в захваченных игиловцами Ираке и Сирии. Станет ясно, что поднятый и быстро опущенный неизвестным мужчиной черный флаг террористической ИГИЛ на одном из митингов в Баку в октябре 2014 года – не случайность, а первый звонок, предвещавший сегодняшние трагедии. Если бы власть отреагировала на этот сигнал больше года тому назад так же решительно, как поступает сейчас, мы бы избежали многих теперешних потрясений
К сожалению, религиозный экстремизм в Азербайджане пустил уже первые корни, что видно по количеству изъятого у экстремистов оружия. Нет сомнения в том, что тайные оружейные схроны будут найдены в северных, особенно южных районах страны, в крупных городах Азербайджана.
Наша страна стала поставщиком живой силы для ИГИЛ, хорошо, что не самым крупным. Постоянно снижающийся уровень образования в стране, наряду с усилением религиозной пропаганды экстремисткого толка, а также свободная возможность просмотра зарубежных религиозных телеканалов сделали свое дело. Часть юных азербайджанцев мыслят категориями не светского, развитого и стремящегося к модернизации общества, а равняются на самые отъявленные исламские режимы в некоторых восточных странах. Не случайно выразил обеспокоенность событиями в Нардаране посол этой страны и представитель аятоллы Хаменеи.
В Европе еще в 19-м веке убедились в том, что любая религиозная каста, пробравшаяся во власть, обязательно возводит костры для сжигания неугодных. Понимание этой исторической истины привело к принципу отделения религии от власти, перехода общества исключительно на светскую форму правления. Так было в советские годы, но почему-то, а скорее вследствие странной либеральности нашей власти в особенно религиозных населенных пунктах нашей страны радикалам дозволялось руководить образом жизни односельчан. Женщин, начиная с подросткового возраста, заставляли облачаться в черные покрывала, копируя требования иранских мулл. Некоторые девушки, приехав из поселка в Баку скидывали с себя покрывала, потом вновь, возвращаясь с учебы или работы в поселок, облачались в платки.
Если руководство местной школы категорически запрещало посещение занятий в религиозной одежде, родители не пускали детей в школу.
Раннее замужество практически не дошедших до репродуктивного возраста девочек неприкрыто практикуется особенно в южных, соседних с Ираном азербайджанских районах. Об этой проблеме кто только не говорил. Госкомитет по делам женщин, детей и семьи регулярно проводит на эту тему мероприятия в кризисных районах страны, но проблема окончательно не решается.
Наконец, и это очень важно: образ жизни религиозных радикалов становился образцом для подражания. Возникало убеждение в том, что следовать не законам государства, а требованиям религиозной общины можно. Не подчиняющиеся новым веяниям граждане, живущие в таких поселках горожане-дачники подвергаются муллократическому остракизму. Не так ли распространилась зараза ИГИЛ-а в странах Ближнего Востока?
Пресечь опасность никогда не поздно. В стране в эти дни принято несколько законов: будут введены денежные штрафы к родителям, запрещающим детям посещение светской школы. Запрещено проведение религиозных обрядов и размещение соответствующей атрибутики вне территории религиозных объектов. Населенные пункты могут быть объявлены зоной проведения спецопераций против религиозного экстремизма, где полиции разрешено проведеное жестких профилактических мер, вплоть до применения оружия. Религиозные радикалы могут быть лишены азербайджанского граждарства.