Правового основания захвата Карабаха не существует

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 

После одного из моих постов у нас с читателем Atrmos возник спор о правовой, то есть юридической возможности выхода бывшей НКАО (Нагорно-Карабахская Автономная Область) из состава Азербайджанской ССР. Вопрос мог решаться только двумя этими территориями покойного СССР, так как фикция под названием «референдум» в НКАО проводился во время существования этого государства. Artmos предложил мне объяснить мою позицию в специальном посте, тем самым дав возможность выставить ему ответы.

Итак: компетентные юристы считают, что правовой возможности выйти из АзССР у НКАО нет. Но в Ереване врут, подтасовывая факты. К примеру, глава Демократической партии Армении Арам Саркисян утверждал: «С правовой точки зрения, подчеркнул Саркисян, процесс выхода НКАО из состава Азербайджана и формирование НКР БЫЛ БЕЗУПРЕЧЕН (выделено мной – К.А.) и этот факт должен быть признан. «В условиях, когда этот факт непризнан, при наличии принципа территориальной целостности, получается, что Нагорный Карабах должен самоопределиться в составе Азербайджана. Поэтому в первую очередь, необходимо дать четкую формулировку признания законности выхода Карабаха из состава Азербайджана, подчеркнуть, что формирование НКР также СООТВЕТСТВОВАЛО БУКВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, и предоставить право народу Нагорного Карабаха самоопределится - определяя, остается ли Карабах независимой республикой или входит в состав Армении», - заявил Саркисян.

Не только Саркисян такой «умный». В интернете циркулирует много фальсификаций по поводу «идеальной, не вызывающей сомнений в юридической правомочности» процедуре выхода НКАО из состава Азербайджанской ССР.
Работая над этой статьей, я нашел «Закон СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР», принятый в горбачевские годы правления, 3 апреля 1990 г.
Согласно тексту, опубликованному в «Ведомостях Съезда Народных Депутатов СССР и Верховного Совета СССР», (Москва, 1990, № 15, стр. 303-308), «в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственном правовом статусе (статья 3).

А теперь внимание! Читайте медленно, вникая: изучаемый нами закон называется «О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР». Азербайджанская ССР, как известно, из СССР сама не выходила, такой вопрос в процедурно-правовой плоскости со стороны Азербайджанской ССР в Верховном Совете Союза даже не ставился, следовательно, каким бы этот закон ни был – плохим для нас или хорошим, к истории Азербайджанской Советской Республики он не имеет отношения.

Но оставим в стороне и это, допустим, что Азербайджанская ССР начинала конституционный процесс выхода из СССР, и поэтому армяне Карабаха начали свой такой же путь, через народное волеизъявление. Референдум в НК был, как известно, проведен 10 декабря 1991 года. Само собой разумеется, что он абсолютно не соответствовал законодательству АзССР, но армян это не волновало.

Оставим в стороне, для краткости изложения, незаконность проведения референдума на территории, охваченной войной, во время которой гражданские права человека естественным образом нарушаются, а все азербайджанское этническое меньшинство убито или изгнано. Не будем также комментировать понятную и коню истину, что не может армянский народ «самоопределяться» везде по миру, где живут армяне. Как бы не пришлось тогда всю планету называть Хайстаном, а ее столицу перенести в российский город Армавир.

У нас есть козыри получше в следующих статьях того же закона, о чем Левоны и прочие говоруны молчат в страхе разоблачения:

Статья 7. Верховный Совет Союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автоном¬но¬му образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти...
Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР.
По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.
В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР...
Напомню: в 3-й статье закона, в одном только предложении сказано о праве проведения референдуме в автономной республике, для выхода из нее. Эта строка закона декларирует право выхода НКАО из состава АзССР, но в нем нет ни слова о процедуре, механизме процесса отделения автономии от республики СССР. Выход же союзной советской республики из СССР расписан чуть не поминутно, вплоть до механизма раздела собственности между СССР и Республикой, выполнения взятых ранее договорных обязательств между предприятиями, права жителей выбора гражданства и многого другого, включая даже перевод заключенных в тюрьмы из отделившейся территории. Ничего из этой правовой процедуры армяне не выполняли.
Более того, если следовать аналогии процедуры выхода НКАО из АзССР, аналогичной законодательной процедуре выхода союзной республики из СССР, (а обсуждаемый закон построен на аналогии прав союзной республики и ее автономных образований), то без обсуждения и принятия итогов карабахского референдума на союзном и республиканском уровне этот сепаратисткий акт становится бумажкой, пригодной для…
Неудивительно, что во всех международно-правовых документах, принятых по итогам экспертного изучения карабахской проблемы, армянский сепаратизм рассматривается именно как сепаратизм, а право карабахских армян на самоопределение, если и принимается, то обязательно соотносится с принципом территориальной целостности Азербайджана.
Если моему оппоненту осталось что-то неясным, я готов помочь, точно также как могу прояснить по любым другим правовым сторонам темы карабахского сепаратизма. Заранее скажу: правового обоснования свершившегося военного захвата в этом деле нет. Есть только сказавшая свое слово армянская сила, с соответствующим азербайджанским ответом.