Все-таки народ тоже виноват в своих бедах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Есть у нас знаменитый тележурналист. Начинал в перестроечные годы борзо, разоблачал власть и проводил телеуроки жизненной справедливости. Народ его любил и ценил – как же, один из основоположников независимой азербайджанской тележурналистики!
С годами его аккуратно приручили, подарив бесплатную квартиру и тайные льготы. Знаменитость внутренне страдала, что видно по морщинам на его лбу и страдальческим глазам, но выйти из под опеки государства уже не могла. Из бедности в достаток и обратно? Боже упаси… Тем более власть же родная, не советы какие-нибудь или американцы, чтобы с ней оголтело бороться.
Но поскольку проблемы в обществе оставались и не сказать, что их становится меньше, а независимое ТВ должно как-то все это освещать, то на телеуроках страдальца стала все чаща звучать мысль о повсеместной вине народа в его же бедах. Конечно, говорил ведущий, власть несет ответственность, но народ должен… не может оставаться в стороне… надо бороться с потребительским отношением к государству… не говори, что сделала для меня страна, лучше спроси – что ты сделал для страны…
Меня перевертыш злил, но после трагедии в Баку, когда от сгоревшей горючей облицовки жилого здания погибло 15 (последние данные) и ранены десятки человек, я стал думать так, как тот журналист. Не снимаю ответственности с власти, да и зачем снимать, если президент обвиняет навесившую эту облицовку компанию и требует выяснить, кто выдавал ей разрешения.
Властные структуры выдавали, не я же…
Но ответственность жильцов за ними остается. Они же видели, как рабочие облицовывают здания синтетическими плитами, причем здание состоит из приватизированных квартир, то есть государство, не спрашивая желания владельцев, вешало на их квартиры неизвестного свойства плиты. Отрезал бы кусочек этой штуки дотошный жилец, повертел бы в руках, понюхал, поднес к огню… Подняли бы скандал, отправились бы в местную районную власть с требованием снять эти плиты, которые легко загораются от малейшего пламени.
Люди не верят в свои силы, боятся требовать. Напрасно боятся. После пожара эти же люди, не спрашивая разрешения стали сносить опасную облицовку, и власть их поддержала.
В доме, где я жил в прошлом году, жильцы собрались и прогнали бизнесмена, взявшего разрешение в Ясамальском районе Баку на строительство прибыльного объекта. Он срубил наши елочки, а жильцы посадили новые и устроили скандал в исполнительной власти, позвали ТВ, отправили письма в администрацию президента. Бизнесмен срубил и эти елочки и показывал разрешение на строительство, но его опять прогнали, и тогда появился указ президента, запрещающий строительство на месте зеленых насаждений.
Второй успешный пример: я писал о журналистке Сабине, сделавшей замечание водителю, выбросившему из окна машины мусор. У них возник конфликт и драка, об этом писала пресса. Спустя два дня власть Баку объявила о запрете выбрасывать мусор из автомобилей, объявила размер штрафа и дала приказ полицейским ловить таких водителей.
С сегодняшнего дня я живу в селе Илису, в Кахском районе, на даче. Можно сказать, убежал из Баку с его горем и авральной подготовкой к спортивным европейским играм. Отмахал на фашисте 400 км по отличной, средней и плохой дороге. Здесь тишь, птички, горы и трава с незабудками.
Покой нам только снится! Сельчане показали водопроводный коллектор, наскоро и неряшливо построенный неизвестной компанией. ФИО строителей никто не знает, проели средства госпрограммы обновления водопроводных сетей в сельских районах, воткнув в землю пластиковые трубы, из которых уже сегодня вода вытекает, а когда зимой трубы замерзнут или наедет на них КАМАЗ, сельчане однозначно останутся без воды.
Крестьяне собираются вокруг уродливых, не засыпанных землей конструкций, обсуждая, как приехавший из Баку чиновник МЧС вначале громко и грозно ругался при виде безобразия а потом, после закрытой встречи с сельской и муниципальной властью, быстро и с довольным лицом покинул Илису. Коллекторы остались в ужасном состоянии. Сельчане уверены, что МЧС-ник вытребовал мзду.
Люди чешут головы и матюгаются, но писать коллективную жалобу в столицу не решаются. Не хотят, не верят в свои силы, ленятся, боятся. Но зимой, когда останетесь без воды, будете кричать, а никто вам тогда не поможет потому, что свои права не требуете!
Надо же понимать философию чиновников: если люди не требуют, если спокойны – значит довольны? Зачем тогда чиновникам отвлекаться от распила, если нет жалоб? Они так потом и говорят – а мы, дескать, писем с жалобами не получали…