Если вы умный, выслушайте вторую сторону конфликта и узнаете о лжи первой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня мне друзья предложили прочитать книгу французского историка:

Georges de Maleville

La tragedie armenienne de 1915

 

Жорж де Малевил

Армянская трагедия 1915 года

 

Из Введения:

-вдруг в октябре 1975 г. посол Турции в Париже был убит в своей машине через сорок восемь часов после того, как был убит его коллега в Вене. Эти смерти стали началом длинной серии: с тех пор был убит 21 турецкий дипломат. И все они убиты в западных странах. Нам говорили, что это армяне дают о себе знать. Казалось, что они приобрели память, которую было потеряли. И исчезновение этой амнезии естественным образом проявило себя – совершенно спонтанно – в непреодолимом желании уничтожать представителей Турецкого государства везде, где убийцы могли их достать. Однако поскольку эти смерти, как бы страшны они ни были, могли остаться незамеченными широким общественным мнением, их очень быстро удвоили путем систематического террора: беспорядочные покушения, подбрасывание бомб в торговые здания, взятие заложников, расстрел людей в аэропортах. Утверждалось, что проливать публично кровь невинных жертв – это способ, которым армяне осуществляют свое правосудие. А им необходимо было осуществить это правосудие, поскольку, говорили нам, армяне сами были жертвами одного из самых больших геноцидов за всю Историю...

...Слишком много говорят об ужасах, слишком много публикуется фотографий (сомнительного происхождения), сопровождаемых все более и более драматичными легендами. У беспристрастного наблюдателя возникает подозрение, что за этим беспорядочным избиением стоит весьма опасный сценарий осуществления некоего скрытого плана. А что, если все это не что иное, как легенда, преувеличение, раздутое хоть и печальными, но изолированными фактами, или, более того, просто широкомасштабная интрига? ...

...

Мы были в Стамбуле, посетили районы с армянским населением по всему городу и внимательно изучали лица людей. Нигде мы не встретили среди армян, которые живут испокон веков рядом с турками, чувства страха. На рынках, в маленьких портовых ресторанчиках представители двух народов полностью смешались, их взаимные симпатии гораздо более искренни, чем между обществом эмигрантов в Париже. Более того, эти армяне между собой говорят по-турецки – это их язык.

Помнится, мы совершенно незапланированно посетите маленькую армянскую школу, расположенную вдоль Стены в квартале Влашерн. Везде: в классах, коридоpax, на лестницах были портреты Ататюрка – гораздо больше, чем в каком-либо посольстве. Причем речь идёт о частной школе, управляемой церковью! Эти армянские дети будут в будущем настолько интегрированы в турецкое сообщество, насколько это возможно.

Следовательно, этот страх перед турками, эта пресловутая генетическая ненависть не существовала там, где по логике вещей ей и следовало более всего сохраниться...

...

Это ощущение становится еще сильней, если обратить внимание на эволюцию, которую прошли в последнее время выступления армян: их эмиссары требуют уже не только платы за кровь; они утверждают, что их предки были изгнаны со своих земель, на которые они, потомки, имеют право претендовать. Политические претензии становятся более конкретными, более четкими.

Что об этом думать? Сегодня многие французы являются выходцами из далеких стран, которые им пришлось покинуть вследствие катастрофы, оставив там могилы своих предков; должны ли они сегодня убивать дипломатов, например, алжирских?.. Что бы сегодня сказали о марокканских террористах, которые бы предъявили претензии к испанцам и потребовали бы возвращения Гренады или Андалузии? Все бы решили, что они слабы рассудком. Однако претензии армян не имеют даже таких оснований. Сторонний очевидец насилий, осуществляемых сегодня армянами, будь то словесное насилие или физическое, не может избежать впечатления фальши. У него появляется подозрение, что перед ним сценарий, смонтированный из отдельных кусочков для скрытых целей тайными режиссерами, и что актеры в этом сценарии, будь то ученые-историки или наемные убийцы, декламируют роли, которые они выучили наизусть...

На протяжении всей работы мы хранили в памяти пророческие слова, произнесенные недавно (10 декабря 1984 г.) мадам Киркпатрик, послом США при ООН, по поводу современной кампании против сионизма (которая во многих чертах напоминает нынешний заговор против Турции): “Мы позволили лжи распространяться, не опровергнув ее. Она затем переросла в политику – и эта политика, которая также не была осуждена, переросла в смерти... Иногда судьба целых народов зависит от слов...”.

Таким образом, сегодня мы поведем спор, опираясь на истину, для того, чтобы ее же и обнаружить., - этими словами заканчивается Введение. Книга состоит из трех крупных глав и множества разделов.  Очевидно, в Европе, причем в традиционно проармянской Франции есть исследовали, не принимающие обвинения только одной стороны. Они хотят выслушать вторую сторону конфликта и выходят к людям со своим уточненным и сбалансированным мнением.

Такой была известная на Кавказе книга британского исследователя Тома де Ваала "Черный Сад", который не переписывал чужие тексты из интернета а сам бывал (и не раз) в Азербайджане и Армении, написав потом фундаментальный труд. Книга Т.де Ваала, потом им изданная вторично, сегодня является настольным трудом любого исследователя карабахской трагедии.

Именно такой подход к любому историческому спору единственно приемлем.  Обстоятельное изучение исторических событий отличает умного современного человека от политических говорунов, которыми забиты сегодня парламенты, папские апартаменты и международные организации. В истории остаются труды умных людей, а не говорунов. Кто сегодня помнит и ссылается на Горбачева, Кочаряна или Муталлибова? Какая им цена?  Все они вместе взятые не принесли в мир столько, сколько дала одна книга Маневиля, учение Эйнштейна или роман Памука.